Техника быстрого легкого запоминания иностранных слов языка. Как запомнить иностранные слова и непременно дожить до ситуации, когда они пригодятся? Как не забывать иностранные слова

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Изучение языка невозможно без запоминания новых слов. Но кроме банальной и скучной зубрежки есть множество простых, а главное - эффективных способов выучить незнакомые слова.

Для начала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист . Если ты - аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту». А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!

Традиционные методы

  1. Метод Ярцева (визуалы)

Берем тетрадку. Выписываем в 2-3 столбика слово - перевод. Даем рядом синонимы \ антонимы \ примеры. Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Я не знаю, как это работает, но, к примеру, я не зубрила немецкий, а просто временами читала тетрадку. Преподаватель не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.

Получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно, время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

  1. Метод карточек

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой - перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить. Из минусов - если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять. Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух. Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.

  1. Метод прописывания

Классика жанра. Берешь слово и прописываешь его много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов. Минус - тоска зеленая. Но способ проверен веками.

  1. Метод «Полстранички»

Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, с обратной стороны - перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово. Минус - вы привыкаете к определенному порядку слов.

  1. Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» - наклеить стикеры с названиями предметов. Также можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье. Минус - мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

Методы оптимизации

  1. Метод группировки по грамматическим признакам

Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать - это учить его бессистемно. Его можно и нужно обработать и сгруппировать. К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо выписываете существительные мужского рода, потом женского и отдельно исключения, не попадающие в эти списки.

Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям, вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.

  1. Метод группировки по смыслу

Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним/антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих. Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.

  1. Метод изучения однокоренных слов

Мы берем слова, группируем их вокруг корня, например, «дело/сделать/сделанный», и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи.

  1. Этимологический метод

Хорошо работает для тех, кто выучил несколько языков. Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни. Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов. На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно. И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю.

  1. Цепочки слов

Берешь список слов, которые нужно выучить, и составляешь из них некую историю (пусть даже бредовую). Так ты выучишь не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Если подойти к этому делу творчески, можно увлекательно и с пользой провести время.

Способы для тех, кто не любит дедовские методы

  1. Spaced Repetition (интервальные повторения)

Техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении усвоенного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. По факту вы устанавливаете на телефон приложение, и программа автоматически будет показывать вам слова в заданном порядке и с нужной частотой. Вы можете использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.

Плюсы: капитально врезается в память.

Минусы: уходит очень много времени. Если вы уже запомнили слово, оно все равно будет время от времени всплывать в некоторых программах.

В Мемрайз вы можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои. Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо же загрузить свою. Еще Memrise недавно добавили новую опцию - вы можете не просто услышать озвучку слова, но посмотреть видео того, как люди эти слова произносят.

Сервис для работы над письменной речью для уже освоивших азы языковой практики. Пользователь пишет текст на изучаемом языке, после чего за проверку написанного берется носитель соответствующего языка и вносит свои правки.

«Волшебные» методы

Волшебными методами очень любят завлекать различные маркетологи и языковые гуру. Обычно суть методов заключается в «секретных техниках спецслужб», которые, объективно говоря, описаны в куче литературы. А просят за это нездравые суммы денег.

  1. Мнемотехника

Мнемотехника - один из самых популярных способов, суть которого - в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить. Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову.

Пример: «grief» («горе») - горе раненому тигру, грифы кружатся над ним.

Для аудиалов

Правило №1 для вас: всегда говорите вслух то, что вы учите. Если вы пользуетесь карточками, проговаривайте. Если вы читаете список, читайте его вслух. Слушайте слова, для вас это - самый быстрый способ их запомнить! Естественно, вам придется их прописывать, но дело пойдет быстрее, чем если бы вы читали и писали молча.

  1. Прослушивание слов

Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в хороших учебниках к уроку дается начитанный список слов. Также вы можете слушать качественные подкасты, в которых идет детальный разбор диалогов.

  1. Многократный повтор

Способ, похожий на прописывание слов в ряд, достаточно нудный и скучный, но эффективный - повторяйте вслух несколько раз. Есть мнение, что можно считать слово выученным, если вы 5 раз употребили его в контексте. Поэтому попробуйте привести 5 разных примеров употребления этого слова. Естественно, вслух. Закрепить можно, записав это.

Не учите список просто так. Всегда учите слова в контексте, подбирайте примеры и словосочетания. Работайте со словарем.

  1. Заучивайте диалоги наизусть

Заучивание небольших диалогов и текстов с полезной лексикой наизусть - один из вернейших способов того, что вы в нужный момент вспомните и правильно употребите слово в нужном вам контексте. Да, на это уйдет больше сил и времени, но в долгосрочной перспективе у вас в голове будет набор из готовых структур, которыми вы с удовольствием будете пользоваться.

  1. Просите, чтобы вас кто-то проверил

Возьмите мужа/маму/ребенка/друга и попросите их погонять вас по списку. Оценки вам, конечно, ставить не будут, но элемент контроля и дисциплины появится.

  1. Учите то, что действительно необходимо

В одном из моих учебников слово «мотыга» встретилось в лексике раньше, чем появились слова «короткий и длинный». Не учите "мотыги" и всякую ненужную фигню до того момента, пока вы не выучите действительно актуальную и насущную лексику.

Как определить актуальность? Есть много пособий и списков из серии «1000 самых частотных слов». Сначала учим частотное, потом - "мотыги", не раньше. Если вы еще не научились считать и не знаете местоимения, вам еще рано изучать цвета, как бы ни хотелось.

  1. Подходите к процессу творчески

Если вас все бесит, слова не лезут в голову и хочется побыстрее закрыть эти списки, экспериментируйте. Кому-то помогают рисунки, кто-то ходит по квартире и декламирует вслух, кто-то общается со своим котом. Если вас что-то заинтересовало, не ленитесь лезть в словарь. Изучайте то, что вам близко. Не зацикливайтесь на методах, которые не работают.

УДК 372.881.1

25 СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Маркова Светлана Дмитриевна
Вильнюсский университет
преподаватель, докторантка, кафедра русской филологии


Аннотация
Результат работы над развитием лексического навыка зависит от того метода, который используется при изучении иностранного языка.
В статье рассказывается о 25 наиболее эффективных способах запоминания слов. Это иллюстрированные словари, тематические словари, частотные словари, лексические минимумы, списки, ассоциации, маршруты, lexiland, город, карточки, тренажер всех полиглотов, слова в действии, карточки – приложение для смартфона, стикеры, метроном, зона личного комфорта, запись на диктофон, однокоренные слова, словосочетания, противоположности, синонимы, создание собственных тематических словарей, интеллект-карты, кроссворды, сканворды.

25 WAYS TO MEMORIZE OF FOREIGN WORDS

Markova Svetlana Dmitriyevna
Vilnius University
lecturer, doctoral student, Department of Russian Philology


Abstract
The result of work on the development of lexical skills depends on the method used in the learning of a foreign language.
The article describes the 25 most effective ways to memorize the words. This is illustrated dictionaries, thematic dictionaries, frequency dictionaries, lexical minimum, lists, associations, routes, lexiland, city card, trainer of polyglots, the words in action cards - applications for smartphones, stickers, metronome zone of personal comfort, recording on tape, root words, phrases, antonyms, synonyms, creating of own specialized dictionaries, mind maps, crosswords, scanwords.

Каждый, кто изучает какой-либо иностранный язык, должен в первую очередь овладеть лексикой данного языка, необходимой для общения на иностранном языке. Лексика является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Анализ современной методической литературы подтверждает актуальность данной проблемы для дидактики в целом и для методики изучения и преподавания иностранных языков. Следует подчеркнуть также важность овладения активным и пассивным словарным запасом.

Схема запоминания иностранных слов

«Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас», – считает С.Ш.Нуридинова [ http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467659 ].

Только вот овладение словарным запасом у каждого происходит по-разному. По мнению Е.Васильевой, у детей до 12 лет след памяти выглядит так: ОБРАЗ + СЛОВО (натуральный метод), а после 12 лет след памяти изменяется и выглядит по-другому: СОЕДИНЕНИЕ ОБРАЗОВ + СЛОВО (техники запоминания). Поэтому натуральные методы начинают давать сбои.

Весь процесс запоминания слова можно изобразить схемой:

Схема «Процесс запоминания слова»

Запоминание слова – сложный процесс, проходящий 3 этапа. Чтобы на 100% запомнить слово и уметь его использовать в устной речи, нужно:

    Одновременно представить слово и несколько раз его произнести, что дает 60-70% запоминания слова (слово + произношение) ;

    Одновременно писать слово и произносить, что дает еще 30-40% запоминания слова (произношение + написание) ;

Таким образом, любые слова (слова родного языка и иностранные слова) состоят из образа, произношения и написания. Чтобы «запомнить слово», нужно пройти все 3 этапа по часовой стрелке [Васильева, 2008, с. 13].

А теперь посмотрим, из каких составляющих состоят иностранные слова:

Слово – иностранное слово

    Образ – перевод

    Произношение – написание

    Написание – иностранное слово

В схеме это будет выглядеть следующим образом:

Составляющие, которые есть у иностранного слова:

    Образ перевода;

    Произношение;

    Написание.

Важным аспектом в данном случае является «запоминание иностранного слова».

«Запомнить иностранное слово», по мнению Васильевой, – это значит:

    Знать со 100-процентной точностью все его составляющие: перевод, произношение, написание (графическое изображение слова);

    Быстро и со 100-процентной точностью вспомнить, когда это необходимо, любую из трех составляющих.

Именно такое 100-процентное запоминание иностранного слова возможно, если процесс запоминания будет выполняться последовательно, то есть

    1 этап – образ перевода + произношение (70% запоминания слова);

    2 этап – произношение + написание иностранного слова (30% запоминания слова);

    3 этап – написание иностранного слова – образ перевода.

Е.Васильева считает, что свободное владение языком возможно только тогда, когда вы можете вспомнить иностранное слово по своему желанию в любое время. Подобное извлечение информации из памяти называется воспроизведением и возможно лишь при запоминании по часовой стрелке. Начиная запоминать с перевода, мы тем самым учимся думать на иностранном языке [Васильева, 2008, с. 22].

А А.Каралюс считает, что в мозгу нужно создать отдельную область, которая будет отвечать за иностранный язык. То есть не филиал нашего родного языка, а отдельную иностранную нишу.

Эффективные методы запоминания слов

В данной статье представлены 25 способов запоминания слов, из которых можно выбрать для себя наиболее приемлемые и удобные.

    Иллюстрированные словари

    Тематические словари

    Частотные словари

    Лексические минимумы

    Списки

    Ассоциации

    Маршруты

    Lexiland

    Город

    Карточки

    Тренажер всех полиглотов

    Слова в действии

    Стикеры

    Метроном

    Зона личного комфорта

    Запись на диктофон

    Однокоренные слова

    Словосочетания

    Противоположности

    Синонимы

    Интеллект-карты

    Кроссворды

    Сканворды

Иллюстрированные словари

Особенно часто они используются при работе с детьми, когда дети видят картинку, а рядом – слово. Их огромное множество для изучения английского языка, намного меньше для других языков. Но хорошо то, что здесь важны именно картинки, а их как раз и можно взять из любого иллюстрированного словаря, предназначенного для изучения английского или любого другого языка. Можно просто взять картинки и перевести слова. И таким образом будет готов личный иллюстрированный словарь. При такой работе слово прикрепляется к образу. Так учат любой язык дети. Но и некоторым взрослым этот метод очень нравится.

Тематические словари

Наш мозг не воспринимает обычные списки слов, поэтому никогда не следует учить слова из словаря, да еще и по алфавиту. Лучше использовать тематические словари. Часто тематические словари соответствуют лексическим минимумам.

Что это такое? Наш мозг лучше всего усваивает информацию, которая разделена на какие-то блоки. Например, 100 слов – это 5 разделов по 20 слов, или 7-10 разделов по 10-15 слов. Берем тему, допустим, «Одежда». В ней будут разделы: «Женская одежда», «Мужская одежда», «Детская одежда», «Обувь», «Аксессуары» и т.д. Лучше составлять тематические словари самостоятельно, чтобы в них не попадали слова, которые Вам не нужны (не соответствуют зоне Вашего языкового комфорта). В таком случае лучше всего делать словарную интеллект-карту каждой темы.

Частотные словари

Существуют в каждом языке. Это наиболее употребляемые слова среднего носителя языка. Найти частотный словарь по английскому языку очень просто, что касается других языков, то надо просто поискать. Да и вообще, методика преподавания иностранных языков, какие-то новые веяния сначала появляются и прорабатываются на английском языке. Ведь он сейчас – lingua franca, его должны знать почти все. Только потом все это новое из английского попадает в другие языки, когда этим начинают заниматься специалисты. Частотные словари связаны с лексическими минимумами.

Лексические минимумы

Это самый простой и популярный способ учить слова. Есть много разделений по минимумам, но, на мой взгляд, наиболее понятный метод Э.В.Гуннемарка. Во-первых, исследователь разделил уровни на два: уровень устного общения и уровень чтения на иностранном языке. К уровню общения относятся:

Базовый или пороговый уровень: 400-500 слов, примерно 100 устойчивых словосочетаний и «речевых штампов». Следует также заметить, что, уже начиная с овладения 150-200 словами и приблизительно 25 устойчивыми словосочетаниями, можно начинать общение.

Мини-уровень: 800-1000 слов и 200 устойчивых словосочетаний и «речевых штампов».

Меди-уровень: 1500-2000 слов и 300 устойчивых словосочетаний и «речевых штампов».

Для целей чтения на иностранном языке выделяется:

Мини-уровень: 800-1000 слов.

Уровень чтения «литературы по специальности»: 3000-4000 слов.

Уровень чтения прозы: 8000 слов [Гуннемарк, 2002, с. 19].

В разных системах эти числа будут варьироваться. Кроме того часто в минимумах дается больше слов с учетом 10-20% погрешности. То есть как бы мы ни учили, определенный процент слов мы никак не можем запомнить. И зачастую те слова, которые никак не запоминаются, нам просто не нужны. Мы их не используем в своем повседневном общении. Мы их знаем, но не употребляем, они у нас в пассиве. То есть они не принадлежат к нашей зоне языкового комфорта.

Списки

Слова лучше учить не по отдельности, а целыми списками. Они могут быть сгруппированы абсолютно по любому принципу (цифры, синонимы, антонимы, названия профессии и т.д.), но главное – именно список. Тогда в памяти остается то, что их много и они быстрее запоминаются.

Ассоциации по Аткинсону

Имеется пара: слово на родном языке и это же слово на иностранном языке, которое нам надо запомнить. Запоминание проходит в несколько этапов:

    Нужно взять слово на родном языке и представить его. Если это собака, то вспомнить, когда Вы в последний раз видели ее, где именно, что она делала, какие чувства Вы при этом испытывали и т.д. Если это глагол, например, любить, то вспомните, когда Вы испытывали это чувство, к кому и т.д.

    Взять слово на иностранном языке (например, по-английски «любить – love») и записать транскрипцию: ЛАВ. Подумать, на какое русское слово оно похоже. На слово ЛАВА.

    Соединить первое представление со словом «лава». Получается маленький видео-ролик «ЛЮБОВЬ как вулканическая ЛАВА».

    Повторить иностранное слово 3 раза: любить – love, love, love.

Маршруты

Многие любят гулять. В парке, по городу, по магазинам… И это увлечение тоже можно сочетать с изучением иностранного языка. Например, прогуливаясь по парку, можно изучать деревья. Это клён, сосна, берёза, липа… Дальше – цветы. Одуванчик, клевер, ромашка… Можно пойти в магазин за продуктами. А если пойти в супермаркет, то не только продукты можно выучить, но и много других слов. Пока идем в одном направлении – учим, возвращаемся обратно той же дорогой – повторяем. Можно ходить с обычным словарем или использовать электронный словарь, а можно взять с собой друга, который знает язык. Он с удовольствием вспомнит его, да и Вас научит.

Lexiland

Не всегда есть возможность прокладывать реальные маршруты. Поэтому есть хороший способ чертить маршруты на листе бумаги. На каждую из тем можно сделать интеллект-карту. Темы разделить на подтемы, а подтемы – на разделы. Надо взять отдельный лист бумаги и начать рисовать. Рисование очень помогает, так задействованы два полушария – правое и левое. Например, тема «Город», подтема «Зоопарк», раздел «Дикие животные». Схематически рисуем зоопарк и прокладываем маршрут: клетка со слоном – рисуем слона, далее обезьяна – рисуем обезьяну, которая нам корчит рожи. Медведь, лиса, заяц… Чем хуже человек рисует, тем больше этот метод для подойдет. Не надо рисовать очень красиво, главное, чтобы предметы были узнаваемы. Таким образом мы прокладываем не реальные маршруты, а рисуем свой особый Lexiland.

Город

Чтобы быстрее выучить иностранный язык, можно выделить для этого какой-нибудь город, который Вы хорошо знаете и в котором отлично ориентируетесь. Например, мне надо выучить продукты питания. Мысленно можно пойти в конкретный магазин и вспомнить ряды. То есть все продукты питания мысленно находятся в данном магазине. И когда нужно вспомнить хлеб или молоко, то можно мысленно перенестись в этот магазин, увидеть прилавки и мгновенно вспомнить слова. Если это здания, то эти здания будут опять же в этом городе.

Метод «Город» хорошо работает и для изучения каких-то морфологических или грамматических групп слов. Например, нужно выучить артикли. В немецком языке из три: der – мужского рода, die – женского рода, das – среднего рода. Тогда следует взять один район города и поместить туда всех «мужчин» с артиклем der. В другом районе – всех «женщин» с артиклем die. А в третьем – весь средний род с артиклем das. Можно делить и по частям речи: существительные – в одном районе, прилагательные – во втором, глаголы – в третьем. И т.д.

Карточки

Для этого понадобятся карточки-листочки, которые можно купить в любом канцелярском магазине, или нарезать самостоятельно. Чтобы мозгу было веселее работать, можно купить цветные карточки. Но можно обойтись и простыми белыми. Если нет коробочки, то желательно купить резиночки, чтобы скреплять листочки.

Далее на эти карточки пишем слова. На одной стороне пишем слово, на другой – перевод. Никаких транскрипций не пишем, чтобы привыкать к написанию. Если слово трудное и его произношение очень отличается от написания, внизу можно подписать проблемные места. Но не транскрибировать все слово. Повторять в течение нескольких дней.

Тренажер всех полиглотов

Это работа с карточками. Для того, чтобы составить картотеку, понадобится коробочка с пятью ячейками. Лучше всего такую коробочку купить, но если нет такой возможности, то можно и обойтись без нее. Можно просто раскладывать карточки на 5 стопочек: первая толщиной в один палец, вторая – два пальца, третья – три, четвертая – четыре и пятая – пять. То есть в картотеке мы реализуем систему пяти повторений.

Как работать с картотекой?

    Взять стопочку слов и сначала выучить значение слов с иностранного языка на родной. Потом нужно пройти и значение с родного на иностранный. Если слово знакомо – положить назад, незнакомо – положить в середину стопочки, чтобы оно в скором времени попалось на глаза еще раз. И таким образом просматриваются все слова. Всегда есть от 10 до 20 процентов слов, которые не запоминаются. Их следует откладывать и оставлять в первой ячейке. Те, которые знакомы – перенести в следующую. И так, пока все наши слова не пройдут путь от первой ячейки до последней. Знакомы – перенести в следующую, незнакомы – оставить в предыдущей. На одно слово приходится около недели работы. Но так как таким образом изучается и повторяется не по одному слову, а сразу сотнями, то по времени на это уходит около 10-15 минут в день. За исключением первого раза, когда не просто проглядываются слова, но и придумываются визуализации к каждому, чтобы слово не было статичным, а приобрело динамику.

    Как вариант к данному. Часто ставится цель – за неделю выучить лексический минимум языка (допустим, 500 или 1000 слов). Можно по системе пяти повторений просто прогнать все слова по пяти ячейкам в течение пяти дней. Но есть и другой вариант: каждый день записывать на карточки по 100-150 слов ежедневно и повторять их в течение семи дней. То есть в первый день записать и выучить при помощи визуализации 100 слов (затратить на это 2-3 часа сначала, 1-2 часа, когда система становится понятной). Во второй день их повторить (20-30 минут), плюс записать и выучить еще 100 слов (1-2 часа). В третий день повторить 100 слов первого дня (5-10 минут), 100 слов второго дня (10-15 минут), плюс записать и выучить еще 100 слов (1-1,5 часа). И так далее. С каждым днем уменьшается количество времени на каждое последующее повторение и сокращается количество времени, когда готовятся новые партии карточек «100 слов дня». Таким образом, за неделю-две можно овладеть лексическим минимумом в 500-1000 слов без особых проблем. Главное, учить и повторять их каждый день в течение пяти дней (за один день можно повторить и несколько раз для гарантии качества) и не путать стопочки. Можно даже на каждой стопочке подписать: «100 слов 1-ого дня», «100 слов 2-ого дня», …, чтобы не запутаться. И носить их всегда с собой. Как только появляется свободная минута – взять и повторить. Сначала с иностранного на родной, потом – наоборот. Когда слова уже выучены, не надо карточки сжигать или выбрасывать, как многие советуют. Их можно просто отложить куда-нибудь на время. И когда, например, через 2 года, опять понадобится для реального общения тот язык, можно взять все эти карточки (500 или 1000 слов) и быстро повторить их в течение 2-3 часов. Это все равно будет намного быстрее, чем если начинать их писать заново.

Слова в действии

Например, при приготовлении обеда можно комментировать ингредиенты и все производимые действия на иностранном языке. Или в тренажерный зале и можно учить движения. Просто у многих кинестетическая память, то есть память связана с действиями, которые нами совершаются.

Карточки – приложение для смартфона и т.д.

Это такие программы для телефонных устройств. Метод хорош для тех, кто много времени проводит в общественном транспорте или просто «играет» с телефоном. Рекомендуется найти такие карточки, скачать их на телефон и проводить время с пользой, обучаясь.

Стикеры

Наклеивать листочки со словами на иностранном языке на все предметы, которые нас окружают в повседневной жизни, и скоро можно заметить, что словарный запас заметно увеличился.

Метроном

Для реализации этого метода понадобится список слов на иностранном языке (желательно не меньше 2000, можно в крайнем случае взять обычный словарь) и метроном. Метроном можно скачать в интернете.

Ход работы:

    Установить метроном на 80 ударов в минуту (скорость биения сердца).

    На каждый удар метронома успевать прочитывать слово и его перевод (сначала будет очень быстро, но к темпу можно быстро привыкнуть). И знакомые слова отмечаются точкой.

    На следующем этапе просматриваются только не отмеченные слова. И так – пока возле каждого слова не будет стоять точка.

Таким образом, где-то за 1-2 дня можно «пробежать» весь словарь, необходимый для пассивного использования (чтения). Слова таким способом запоминаются на уровне узнавания.

Зона языкового комфорта

У каждого из нас существует свое языковое ядро или наша личная зона языкового комфорта. Это те слова, которые мы используем чаще всего. Их может быть 500, а может быть и 1500. Зависит от каждого отдельно взятого человека, от уровня образования, сферы деятельности и много другого. Вспомним героиню романа И.Ильфа и Е.Петрова Эллочку-людоедку, которой для нормального общения требовалось не так уж много слов. Смешно, но ей хватало. Используя слова из своей личной зоны языкового комфорта, мы чувствуем себя комфортно и можем выразить все, что нам необходимо для того, чтобы быть понятыми на бытовом уровне.

Главное – выявить свою зону языкового комфорта. И это можно сделать самостоятельно.

Первый вариант выявления языкового ядра. Если Вы – человек пишущий (пишете статьи в прессу, пишете письма друзьям по электронной почте, ведете электронный дневник или свой блог, пишете комментарии к другим заметкам и т.д.), то можно просто взять и скопировать все эти тексты за последние недели-месяцы (чем больше, тем точнее данные) в программу WordStat. Программа подсчитывает личный частотный словарь на родном языке. И все! Остается перевести это ядро на иностранный язык. Программу можно скачать бесплатно, а слова перевести при помощи электронного переводчика.

Второй вариант выявления личной зоны языкового комфорта более кропотливый, но более верный. Это запись своего голоса на диктофон. То есть в течение дня записывать все, что Вами сказано, на диктофон (есть даже такие программы, когда диктофон записывает только тогда, когда человек говорит, а когда человек молчит, диктофон не записывает). Потом нужно всю запись перевести в текст и через программу WordStat подсчитать ядро языка. С одной стороны, работы много, но один раз можно потратить время на выявление личной зоны языкового комфорта, чтобы потом все иностранные языки «ложились» на это ядро, а любой иностранный язык – учился быстро и с удовольствием.

Запись слов на диктофон

Нужно взять диктофон и в течение 30 минут надиктовывать на него слова: сначала на родном языке, а потом 5-7 раз на иностранном языке. Например, читать – read, read, read, read, read… На следующий день прослушивать надиктованные слова. И так пять дней.

Однокоренные слова

Это группы слов с общим корнем. Например, читать – читатель – читальный зал – читательский билет. Пополнение словаря подобным образом специалистами оценивается как довольно эффективный метод, особенно для пассивного использования (узнавания в текстах).

Словосочетания

Учим не просто «площадь», а «Красная площадь», не «кататься», а «кататься на велосипеде». Таким образом слова запоминаются в контексте, и не одно, а два-три сразу.

Противоположности

Черный – белый, маленький – большой…

Синонимы

Красивый – прекрасный – чудесный …

Создание собственных тематических словарей

Особенно хорошо подходит для составления профессиональных словарей. Например, врачу нужен словарь своей профессиональной терминологии. Следует взять и составить словарь на родном языке, а потом его через google-переводчик просто перевести.

Интеллект-карты

Следует взять лист бумаги формата минимум А4 (лучше – А3) и в центре записать тему. Например, тема «Магазин». Теперь написать подтемы: «Продукты», «Магазин одежды», «Обувной магазин», «Канцелярия» и т.д. Далее каждая подтема может делиться еще на более мелкие. Например, «Одежда» – это «Женская одежда», «Мужская одежда», «Детская одежда», «Обувь», «Аксессуары» и т.д. Если надо, можно разделить. А потом написать слова. Например, «Мужская одежда» – это рубашка, брюки, пиджак, галстук и т.д.

В результате 100-200 слов одной темы (одна интеллект-карта или одна большая тема редко включает в себя больше 200 слов, чаще всего 100-150) разделены на 5-10 подтем, которые делятся еще на 2-3 раздела по 10-15 слов. Все! Интеллект-карта готова!

Кроссворды

Изучению слов очень помогает составление кроссвордов. Плюс ко всему еще и значение слов (для объяснения) имеет значение. Запоминается и слово, и значение. Можно делать просто переводные кроссворды: слово – перевод.

Сканворды

Помогает и составление сканвордов. Причем это намного проще, чем составлять кроссворды. Подходит даже на начальных этапах изучения языка. Можно взять, например, тему «Семья» и составить по ней сканворд.

Выводы:

    Слова состоят из образа, произношения и написания. Чтобы «запомнить слово», нужно пройти все 3 этапа.

  1. Гуннемарк Э.В. Искусство изучать языки. Санкт-Петербург: Тесса, 2002, 208 с
  2. Нуридинова С.Ш. Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе. In: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467659
  3. Полонейчик И. Видеокурс «Форсированное овладение иностранными языками», 2010.
  4. Karalius A. Kaip efektyviai mokytis užsienio kalbų. 2012, 101 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

При изучении иностранного языка очень важно постоянно пополнять свой лексический запас - запоминать новые и новые слова по английскому языку. Однако не у всех получается делать это с успехом. Мы предлагаем вам семь советов, которые помогут вам эффективнее запоминать новые слова в английском.

Составляйте ассоциативные сети

Наш мозг воспринимает то, что мы читаем, и преобразует в образы, идеи и чувства, а затем формирует связи между новой информацией и тем, что мы уже знаем. Так происходит запоминание - новое объединяется со старым.

Представьте себе дерево. Правда же, легче увидеть большое раскидистое дерево с множеством ветвей и листьев, чем маленькое деревце с несколькими веточками? То же самое верно и для мозга. Когда вы соединяете новое слово или понятие с тем, что вы уже знаете, мозгу легче это найти и вспомнить в нужный момент.

Как это сделать? Очень просто. Начертите сеть понятий. Возьмите то, что вы хотите запомнить (слово, идея, предложение), и напишите это в центре листа. Затем проведите от него линии во все стороны, как паутину.

На конце каждой линии запишите любые слова по английскому языку или даже нарисуйте картинки, которые приходят вам в голову, когда вы думаете о слове, написанном в центре. Неважно, какими будут ассоциации, просто записывайте все, что придумаете.

Это займет всего пару минут, и теперь все слова или понятия будут взаимосвязаны в вашем мозгу. Если вы увидите или услышите одно из них, вам будет легче вспомнить остальные.

Чтобы это работало еще лучше, проговаривайте, как то или иное слово по английскому языку связано с другими. Чем чаще вы это делаете, тем больше образуется связей. А чем больше связей, тем легче вашему мозгу «увидеть» слово, которое вы захотите вспомнить.

Запоминайте фразы (словосочетания)

Запомнить слово важно, но английский язык, как и любой другой, это не просто набор понятий, это инструмент, которым люди пользуются, чтобы общаться и выражать свои мысли. Находите примеры, как то или иное слово используется в тексте.

Записывайте не только само слово, но и соседние. Например, если вам нужно запомнить английское слово «arrogant» (надменный), вы можете написать: «the tall, arrogant man» (высокий надменный человек).

Это поможет вам запомнить, что «arrogant» - это прилагательное, служащее для описания людей. Затем попробуйте составить три полных предложения, чтобы потренироваться в его использовании.

Используйте картинки

Рисуйте маленькие картинки, чтобы запомнить значение слова. Не умеете рисовать? Не страшно, так даже лучше. Наш мозг получает столько однообразной информации, что странная картинка - это своеобразный сюрприз, а сюрпризы мы всегда запоминаем.

Наш мозг лучше считывает визуальную информацию. Нарисуйте забавную картинку, иллюстрирующую значение слова, и вы запомните его значительно быстрее.

Сочиняйте истории

Изучающие английский часто жалуются, что новых слов слишком много и их трудно запомнить. Есть один прием, который можно использовать, чтобы быстро выучить слова. Сочините любую, пусть даже нелепую историю, в которой задействованы все слова по английскому. Представьте ее в деталях.

Мы легко запоминаем истории, особенно странные, если можем воссоздать их в своем воображении. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами. Допустим, вам нужно запомнить следующие 20 английских слов:

shoes, piano, tree, pencil, bird, bus, books, driver, dog, pizza, flower, door, TV set, spoons, chair, jump, dance, throw, computer, stone

(туфли, фортепиано, дерево, карандаш, птица, автобус, книги, водитель, собака, пицца, цветок, дверь, телевизор, ложки, кресло, прыгать, танцевать, бросать, компьютер, камень)

Вы можете сочинить из них вот такую невероятную историю:

There is a piano wearing shoes and sitting in a tree. The tree is strange because someone has stuck a giant pencil through it. On the pencil a bird is sitting and watching a bus full of people reading books.

Even the driver is reading a book which is bad because he isn’t paying attention to driving. So, he hits a dog that is eating a pizza in the middle of the road and kills it. The driver digs a hole and buries the dog in it and then puts a flower on it.

He notices that there is a door in the dog’s grave and opens it. Inside he can see a TV set with 2 spoons for antennas on top of it. No-one is watching the TV set because they are all watching the chair. Why? - Because the chair is jumping and dancing and throwing stones at the computer.

Фортепиано сидит на дереве в туфлях. Дерево выглядит странно, потому что кто-то пронзил его огромным карандашом. На карандаше сидит птица и смотрит на автобус, полный людей, читающих книги.

Даже водитель читает книгу, что плохо, потому что он не обращает внимания на дорогу. Поэтому он насмерть сбивает собаку, которая ела пиццу посреди дороги. Водитель роет яму и хоронит собаку, а затем кладет сверху цветок.

Он замечает, что в собачьей могиле есть дверь и открывает ее. Внутри он видит телевизор с двумя ложками сверху, которые выполняют роль антенн. Никто не смотрит телевизор, потому что все смотрят на кресло. Почему? Потому что кресло прыгает, танцует и бросает камни в компьютер.

Попробуйте. Вы сами удивитесь!

Запоминайте противоположности

Запоминайте попарно слова с противоположными значениями (антонимы) и слова с похожими значениями (синонимы). Например, запоминайте пары angry/happy и angry/cross одновременно. Мы быстрее запоминаем схожие и противоположные вещи, так как мозг создает между ними связи.

Разбирайте слово по составу

Используйте корни, приставки и суффиксы, чтобы догадаться, что означает слово.

Например: даже если вам незнакомо слово «microbiology», вы можете догадаться, что оно значит. Во-первых, взгляните на приставку «micro». «Микро» означает что-то очень маленькое. Возможно, вы знаете, что часть «-logy» означает науку, изучение чего-либо.

Итак, мы уже можем сказать, что речь идет о изучении чего-то маленького. Также вы, возможно, помните, что «bio» означает жизнь, живых существ. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что «microbiology» - это наука о микроскопических живых организмах.

Мы учим английский язык всю жизнь, знаем правила, но все равно не можем грамотно ответить иностранцу и без мук посмотреть сериал в оригинале. Почему так?

Мы решили разобраться в этой несправедливости и нашли способ, как лучше изучать иностранные слова. Существует универсальная формула запоминания, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом. И она работает.

Почему мы забываем

Мозг бережет нас от перегрузок и постоянно избавляется от ненужной информации. Именно поэтому все новые слова, которые мы учим, сначала попадают не в долгосрочную, а в краткосрочную память. Если их не повторять и не использовать - они забываются.

«Кривая забывания» Эббингауза показывает, что уже через 1 час после заучивания мы забываем более половины информации. А через неделю помним лишь 20 %.

Как помнить все

Чтобы новые слова не вылетали из головы, нужно постараться «поместить» их в долгосрочную память. Зазубривание в этом случае неэффективно, так как мозг не успевает быстро осмыслить информацию и выстроить прочные ассоциативные связи. Чтобы помнить дольше - процесс запоминания лучше растянуть на несколько дней, а то и недель. При этом повторять достаточно по разу.

Практиковать интервальные повторения можно с помощью самодельных карточек или специальных приложений типа: Anki (Android, iOS) и SuperMemo (Android, iOS)

Еще 12 секретов запоминания новых слов

  • Учите осознанно . Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
  • Определитесь со списком слов, которые нужны для поддержания разговора . Их всего около 300–400. Запоминайте их в первую очередь.
  • Учтите, что лучше запоминаются слова в начале и в конце списка («эффект края»).
  • Переключайте внимание с выбранной темы на другую. Знайте, что похожие воспоминания смешиваются (принцип интерференции) и превращаются в «кашу».
  • Учите противоположное . Если запоминаете day, то рассмотрите и night. Антонимы запоминаются быстрее и проще.
  • Стройте свои «чертоги памяти» . Суть метода в том, что нужно связать заучиваемые слова с конкретным местом. Например, прогуливаясь по комнате, ассоциируйте новые слова с отдельными деталями в интерьере. Повторите несколько раз и покиньте помещение. После восстановите в памяти комнату и вместе с тем выученные с ее подсказками слова.
  • Используйте прием «слова-гвозди» . Суть метода в присоединении заучиваемого слова к уже известному для запоминания. Так, когда вы думаете о «гвозде», вы сможете вспомнить и другое слово. Например, в считалочке: «Раз, два, три, четыре, сосчитаем дыры в сыре», слова «четыре» и «в сыре» связаны друг с другом.
  • Ассоциируйте новые слова с уже известными вам . Например, слово heel (пятка) можно запомнить, вспомнив Ахилла и его ахиллесову пяту. А слово look (смотреть) можно выучить, если вспомнить, как трудно смотреть, когда режешь лук.
  • Сочиняйте рассказы . Если вам нужно запомнить слова в определенном порядке, попробуйте выстроить их в импровизированный рассказ. Важно, чтобы все слова были связаны между собой по сюжету.
  • Пользуйтесь диктофоном. Произносите слова под запись, а потом прослушайте их несколько раз. Этот метод особенно подходит тем, кто лучше воспринимает информацию на слух.
  • Оживляйте и визуализируйте. Пользуйтесь мимикой, когда изучаете эмоции. Двигайтесь, когда учите слова на спортивную тематику. Таким образом вы задействуете еще и мышечную память.
  • Не учите язык по словарю и школьным учебникам. Если вы любите «Игру престолов», попробуйте учить слова по этому сериалу. Так намного интереснее.

Не секрет, что большая часть времени при изучении иностранных языков уходит именно на запоминание слов. В школе нас учили только одному методу – зубрежке. Да, это прикольный метод, хотя нет! – не прикольный, неэффективный и очень скучный. Благодаря зубрежке запоминание кажется пыткой, а ведь это далеко не так. Как запоминать иностранные слова эффективно и интересно?

На самом деле, при использовании правильной технологии, – это очень быстрый и веселый процесс. А главное то, что мы можем запоминать огромные объемы информации за короткий промежуток времени.

Как это сделать? Как увеличить скорость изучения любого иностранного языка минимум в 2 раза? Ответ прост – с помощью технологии, описанной в этой статье.

Как запоминать иностранные слова Запоминаем на раз, два, три

Волшебный инструмент, которым мы будем пользоваться, называется «мнемотехника». Да, старая добрая мнемотехника. Этот инструмент, на сегодняшний день, самый эффективный помощник в запоминании любых видов информации.

Чтобы запомнить иностранное слово, нам нужно сделать всего три действия:

→ Закодировать значение слова
Закодировать звучание слова
Соединить два образа в один

Все очень просто. Причем этот метод подходит для запоминания слов любого иностранного языка.

Рассмотрим примеры:

Английский язык.

Слово foot (фут) – стопа

1. Образ для значения. Представляем любую стопу. Можете посмотреть сначала на свою стопу, потом представить ее же у себя в голове.
2. Образ для звучания. Подбираем максимально близкую ассоциацию. Например, футболка, футбол.
3. Соединяем два образа. На стопу наматываем футболку, концентрируем свое внимание на соединении этих образов и одновременно проговариваем три раза слово «foot» (фут-фут-фут), чтобы запомнить произношение этого слова.
Или можно представить, как футболист бьет голой ступней по мячу.
Вот так просто запоминаются существительные. А как запоминать глаголы и прилагательные?

Точно также:

Слово press (прэс) – гладить (утюгом)

1. Образ для значения. Представляете гладильную доску и утюг.
2. Образ для звучания. Прэс. Представляете человека с прессом 6 кубиков.
3. Соединяем два образа. Представьте, что вместо гладильной доски лежит человек с голым торсом. Вы подходите к нему, берете утюг и начинаете гладить на его прессе. Концентрируйтесь на точке соединения и проговаривайте три раза слово «press».
Картинки могут показаться очень странными, но чем образы в голове будут необычнее, тем лучше для запоминания.

Слово green(грин) – зеленый

1. Образ для значения. Например, зеленое яблоко.
2. Образ для звучания. Можно взять братьев Гримм.
3. Соединяем два образа. Можно представить, как один из братьев Гримм кусает яблоко и становится зеленым.

Что делать, если к слову не получается подобрать один образ? Нужно тогда использовать несколько образов.

Пример:
Слово Elderly (‘Элдали) – пожилой

1. Образ для значения. Седовласый старичок с палочкой.
2. Образ для звучания. Эльф и Дали (Сальвадор)
3. Соединяем два образа. Представляем эльфа-старичка с усами Дали. Усы и волосы эльфа седые. Представили, проговорили три раза это слово и все, вы его запомнили.

Несколько советов при работе с образами:

∨ Глаза, при работе с образами, не закрываем, они направленны вверх. Это правильное положение, чтобы задействовать визуальный канал
Нужно создавать объекты одинакового размера или хотя бы примерно одинакового. Если Вы соединяете образ слона с образом мухи, то муха, по размерам, должна быть такая же, как и слон
∨ Самые лучшие способы для соединения – секс, юмор, насилие. Самый простой – воткнуть один образ в другой
За раз нужно концентрироваться на связи двух объектов. Не более
∨ Фокусировка не на самих объектах, а на их соединении

Мнемотехника позволяет запомнить большой объем информации за очень короткий промежуток времени, но для того, чтобы помнить эту информацию долго, нужно ее повторять.

Первые 96 часов повторяйте выученные слова как можно чаще. Затем повторите выученные слова через месяц, потом через 2, через 6 и через год.

Если решили запоминать от 100 – 1000 слов в день, то рекомендую работать пачками:

Запомнили десять слов
Повторили их три раза (с русского на иностранный, с иностранного на русский)
Перешли к следующей десятке слов
Повторили их три раза, перешли к следующей десятке слов и т.д.
Накопили три пачки по 10 слов, повторили все 30 слов
Когда накопили три пачки по 100 слов, повторили все 300 слов и т.д.

sk-soblazn.ru - Красота и здоровье. Дом и быт. Кулинария. Рукоделие. Народная медицина