Командообразующие игры в офисе. Упражнения для тренинга продаж или переговоров Все делаем синхронно

Вам знакомо модное слово «тимбилдинг»? Или вы просто считаете, что с коллегами можно и нужно дружить? В любом случае, ваша задача - сплотить коллектив, и мы знаем, как вам помочь. Ведь на самом деле, лучше всего сближает сотрудников вовсе не алкоголь, а веселые корпоративные игры. Просто проверьте сами!

Главное - это взаимопонимание?

Половина хитов среди корпоративных настольных игр - те, в которых нужно объяснять друг другу слова разными способами. В «Крокодиле » , например, нужно показывать их жестами.

Коллектив, который сплотили игры

Возьмите, например, коробку с «Активити » , соберите весь офис за столом и разбейте коллег на команды при помощи жеребьевки. Теперь даже те, кто не сумел найти взаимопонимание в курилке, легко обретут его за пару часов. Ведь выиграть хочется всем.

Смех объединяет всех

Для сплочения коллектива вовсе необязательно, чтобы корпоративная игра была командной. Есть множество игр, в которых каждый сам за себя, но при этом - все узнают друг друга поближе. Лидер среди веселых игр - это «Опята » - шумное представление, от которого получат удовольствие и сами игроки, и зрители. Пациент смотрит на глюки, глюки показывают ему слово, а доктор недоумевает, слушая, какой бред несет пациент, и пытается поставить диагноз. Примерно так все и происходит. Представляете, как весело?

Хочется поспокойнее?

  • «Имаджинариум », в котором нужно загадывать и отгадывать ассоциации (а точнее - определять, карту того, кто ассоциацию назвал, среди карт других игроков). Имаджинариум позволяет коллегам внезапно обнаружить, что у них есть общие интересы. Кто бы знал, что секретарь и директор одинаково любят Стивена Кинга?

Если тренинг не корпоративный, а сборный, то перед тем как начать его проведение, необходимо не только познакомить участников, но и максимально разрядить атмосферу. Именно для этого и существуют разминки для тренинга. Кроме этого с помощью таких упражнений можно «успокоить» группу после какого-то активного упражнения или же, наоборот, активизировать участников, преодолеть их пассивность. Перед тем, как проводить разминку нужно пояснить участникам группы цели предстоящего упражнения. Например: а сейчас мы с вами для того, чтобы ближе познакомиться/настроиться на работу/взбодриться выполним … и затем уже давать инструкции, как нужно действовать. Рассмотрим самые популярные и интересные из разминок для тренингов.

1. «Обаятельная Ольга».

Тренер просит придумать адекватный эпитет, характеризующий участника с его самой сильной стороны. Обязательно должно выполнятся одно условие: имя участника и эпитет, выбранный им, должны начинаться на одну и ту же букву. Дальше разминку можно проводить либо способом «снежного кома», либо «стежок назад иголку». При проведении разминки с помощью «снежного кома» участник повторяет все то, что было сказано предыдущими людьми и только потом называет себя. Этот способ рекомендуется применять, если группа не очень большая. Поскольку труднее всего последнему участнику, то уместно, чтобы последним выступил тренер. При этом имена участников не рекомендуется записывать. Это поможет лучше запомнить имена друг друга. Если же количество участников достаточно высоко, то выполнение разминки способом «стежок назад иголку» подразумевает, что каждый следующий игрок повторяет только то, что сказал предыдущий человек. Во время исполнения упражнения тренер может спрашивать: «А это кто?», и группа называет этого человека. Так за время пока все представятся, каждое имя должно быть повторено хором раз.

2. «Почему и для чего».

Это разминочное упражнение поможет тренеру понять цели пришедших к нему людей и на какой временной период они нацелены: на прошлый опыт или же на будущее. Для этого задаются вопросы: почему вы пришли на тренинг и что вы хотите получить от тренинга. На первый взгляд может показаться, что эти вопросы одинаковы, тем не менее, несмотря на всю их похожесть, первый обращен к прошлому опыту участника, а второй показывает будущие цели. Каждый отвечающий должен назвать свое имя и ответить на один или оба вопроса. Тренер задает эти вопросы, не делая акцент ни на одном из них, но обращает внимание, на какой вопрос отвечает участник. В дальнейшем он может использовать эту информацию как диагностический критерий. Есть еще два вопроса, они будут особенно полезны, если тренинг проводится для менеджеров по продажам. Ответы на них помогут определить на что ориентирован человек - на результат или на процесс: «Чего вы ожидаете от тренинга, каким он по вашему должен быть?» и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?»

3. «Найди меня».

Суть этого упражнения заключается в следующем. Тренер предлагает внимательно осмотреть друг друга, переходя от участника к участнику, а после этого ставит задание собраться в группы по какому-то определенному признаку. Например: объединитесь в те, у кого зеленые глаза, кто одет в джинсы, кто носит украшения и т.д. Данное упражнение будет полезно как для групп, участники которых знакомы между собой, так и для тех, кто видит друг друга впервые. В первом случае можно группировать по хобби, знанию иностранных языков и т.д.

4. «Взаимные презентации».

Для того, чтобы выполнить это упражнение нужно, чтобы участники группы объединились в пары и как можно подробнее расспросили своего партнера о следующих моментах: какие результаты он ожидает получить от принятия участия в этом тренинге, какие качества он ценит в самом себе, чем он гордится, что умеет делать лучше всего и что вас объединяет. После этого один из пары садится на стул, второй становится у него ха спиной, положив при этом руки ему на плечи и рассказывает о нем от первого лица, играя его. Затем каждый из членов группы может задать вопрос, на который тоже должен дать ответ стоящий. После выполнения упражнения участники обсуждают что они испытывали, какие эмоции ощущали. Задачи тренера заключаются в том, чтобы регламентировать время, которое отводится для интервью и для презентации, проговорить чувства, которые испытывали участники, когда партнер говорил от их имени, правильно ли он угадал ответы на вопросы, получилось ли у него стать их двойником.

5. «Блудный заяц».

Данная разминка для тренинга будет очень полезной, если надо встряхнуть группу и настроить ее на серьезную работу. Можно также использовать в качестве знакомства, как второй этап. Выбирается человек, который будет водящий. Все остальные участники группы сидят на стульях. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого …» и называет какой угодно признак, который есть у нескольких участников группы. Участники, у которых есть названный признак должны поменяться местами, а водящий должен сесть на один из свободных стульев, пока участники меняются. Тот член группы, который не успел сесть на стул, становится водящим. Запрещается оставаться на месте, если у вас есть названный признак, по которому меняются.

6. «Восточный базар».


Данное упражнение помогает разогреть группу, прокачивает навыки переговоров и убеждения, а поэтому особенно эффективно будет для менеджеров по продажам и работе с клиентами. Тренер напоминает членам группы картину восточного базара, спрашивает об ассоциациях, которые возникают при воспоминании о нем. Предлагает совершить воображаемое путешествие на такой базар, для этого раздает всем участникам группы по листу бумаги, просит согнуть по горизонтали и разорвать на две половинки, после этого с каждой половинкой проделать точно такую же операцию и потом с каждой четвертинкой сделать точно так же. Затем на каждой восьмушке написать свое имя крупными понятными буквами написать свое имя и фамилию, полученную записку сложить несколько раз так, чтобы текст оказался внутри. Тренер собирает все записки и складывает их в одном месте, тщательно перемешивая. Каждый из группы подходит к запискам и выбирает восемь бумажек, с которыми он и отправляется на восточный базар. Задание каждого участника на протяжении 5 минут найти и купить все восемь записок, где написано его имя. Можно уговаривать, меняться, спорить. Первые три участника, которые подойдут к тренеру с собранными записками со своим именем - победители. Для того, чтобы поддержать соответствующую накаленную атмосферу, тренер напоминает членам группы, сколько времени осталось до закрытия базара.

7. «Следующий».

Данная разминка для тренинга хорошо активизирует участников, настраивает их на рабочий лад и концентрирует внимание. Все члены группы становятся в круг. Тренер объясняет, что сейчас они поиграют в игру, будут бросать мяч и называть число от 1 до 20. Участник, который поймал мяч, должен назвать число, на единицу больше названного. Затем бросает мяч следующему участнику, называя свое число. Нельзя называть число, на единицу больше названного числа. Сначала это вызывает трудность, тем не менее очень эффективно формирует сосредоточенность при активных видах деятельности и развивает концентрацию внимания при его переключении.

8. «Пальцы».

Объедините участников группы в пары. Объясните, что по вашему сигналу они должны будут показать любое количество пальцев на двух руках. Партнерам необходимо внимательно посмотреть друг на друга и на следующий раз, не договариваясь показать одинаковое количество пальцев. Продолжайте упражнение до тех пор, пока все пары участников не покажут одинаковое количество пальцев.

9. «Сантики - фантики - лимпопо ».

Данная разминка относиться к разряду упражнений, которые заряжают группу позитивной энергией и позволяет подвигаться. Прежде всего нужно выбрать того, кто будет водить, пускай это будет доброволец. Он выходит за дверь, в это время все остальные члены группы становятся в круг и выбирают ведущего. После этого все начинают хлопать в ладоши вместе и повторяют: « Сантики -фантики - лимпопо ». Тот, кто водит, возвращается в комнату, его задание - понять, кто ведущий. Он становится в центр круга и наблюдает за участниками. Ведущий же в это время должен добавить какое-то движении к хлопкам и словам (кивок головой, например), а вся группа повторить за ним. Задача заключается в том, чтобы вся группа меняла движения, но так, чтобы нельзя было догадаться кто ведущий. Когда водящий правильно угадывает ведущего, он присоединяется к остальным участникам, а ведущий становится водящим. Нужно помнить, что хлопанье в ладоши и слова « Сантики - фантики - лимпопо » повторяются на протяжении всей игры, а остальные движения лишь добавляются к ним. Данное упражнение развивает внимательность и наблюдательность.

Как видим все упражнения несут в себе позитивны настрой и тренируют различные качества, что делает их незаменимыми для проведения тренингов. Ведь важно помнить, что игровая форма была и остается самой эффективной для обучения и внесения соответствующего настроя в группу. Разминки, несомненно, сближают членов группы, позволяют им раскрыться и более успешно взаимодействовать между собой. Их можно использовать на различных этапах тренинга, в начале к большинству из них можно добавить первый этап, где предполагается знакомство по имени участников друг с другом, а потом проводить любую из них. Также очень удачно можно использовать эти разминки для тренингов, когда группа устала или вернулась с обеда слишком расслабленной.


Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий. Несколько вариантов грамотного завершения тренинга. Несколько вариантов начала тренингового занятия. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают дурацкие причинно-следственные связи. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Рефлексия ситуации тренинга. Знакомство с группой. Знакомство участников друг с другом. Приветствие и легкая разминка. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Знакомство участников, разряжение обстановки. Позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу. Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия. Диагностика состояния членов группы. Процедура предназначена для раскрепощения тренинговой группы, пробуждения рефлексии, развития умения находить в повседневном некие общие закономерности. Задание состоит в том, что следует написать небольшое сочинение, конец которого уже известен (определяется ведущим с помощью жребия). Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия. Знакомство, стимулирование участников на быстрое запоминание друг друга. Разминка. Разрядка. Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Помогает узнать участникам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих. Разминка, разрядка, анализ манипуляций. Сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи. Раскрепощение участников, тренировка умения привлекать внимание. Разминка. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Раскрепощение участников. Диагностика работоспособности группы. Знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Развитие прогностических возможностей и интуиции. Формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Помощь участникам ближе узнать друг друга. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Разминка, выработка навыков сплоченных действий. Совершенствование навыков невербального общения. Совершенствование коммуникативной культуры. Раскрепощение. Приветствие. Рефлексия способов приветствия. Разминка, приветствие участников друг друга. Рефлексия настроения. Стимуляция групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения. Разминка. Разрядка. Знакомство, создание доверительной атмосферы. Разминка. Улучшение атмосферы в группе. Взаимная рефлексия. Разрядка. Интонирование. Развитие наблюдательности. Процедура группового психологического тренинга. Участники знакомятся между собой, перебрасывая друг другу мячик. Иногда для разрядки атмосферы психологического тренинга достаточно просто всем по очереди рассказать какой-нибудь короткий анекдот из жизни. Процедура группового психологического тренинга. Участники вспоминают афоризмы и поговорки, придумывают к ним контрафоризмы и контрпоговорки. Упражнение позволит "расшевелить" уставших, расслабленных участников группового психологического тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники изображают свою обыденную деятельность. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой, кто точнее засечет минуту времени. Процедура группового психологического тренинга. Участники сооружают «веселую композицию», чтобы показать как им весело. Процедура группового психологического тренинга. Участники пишут на листах пожелания друг другу, а потом делают бумажные самолетики. Если в процессе группового психологического тренинга участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего и других участников, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания. Процедура группового психологического тренинга. Участники "обмениваются" своими личными качествами. Процедура группового психологического тренинга. Участники перекидываются мячиками, стараясь, чтобы их было как можно больше. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются, кто лучше изобразит из себя грустного клоуна. Процедура группового психологического тренинга. Участники фантазируют на тему, о каком диване и вообще какой атмосфере отдыха они мечтают. Упражнение позволит размяться физически участникам тренинга, а также снять негативные эмоциональные переживания, если таковые имеются. Процедура группового психологического тренинга. Участники настраивают друг друга на позитивный лад. Небольшая физическая разминка в процессе группового психологического тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники пытаются по произносимым звукам угадать друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Участники в своем воображении раскладывают вещи по карманам. Процедура группового психологического тренинга. Участники изображают качку на корабле. Процедура группового психологического тренинга. Участники пытаются обозначить своими телами как можно больше квадратов. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе по три личных качества, которые вместе образовали бы своего рода "композит". Упражнение предназначено для физической разминки в процессе группового психологического тренинга, настроя на дальнейшую плодотворную работу. Процедура группового психологического тренинга. Участники пишут на карточках три своих самых любимых фильма. Другие должны угадать, кто это написал. Упражнение предназначено для небольшой физической разминки участников тренинга. Рекомендуется включать в программы тренингов разного рода (и интеллектуальных, и коммуникативных, и личностного роста и других), если в них невелика физическая активность участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают на ощупь руки друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Проводится в начале очередного тренингового дня – участники как-то необычно, модно приветствуют друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Участники берутся за руки и пробуют передать друг другу "музыкальный сигнал". Процедура группового психологического тренинга. Участники "избавляются" от негативных эмоций. Упражнение разминки в процессе группового психологического тренинга, призванное снять напряжение участников, развить у них наблюдательность друг за другом. Процедура группового психологического тренинга. Участники произносят неожиданные ассоциации. Упражнение разминки позволит участникам группового психологического тренинга немного пройтись по залу и проявить остроумие. Если в процессе группового психологического тренинга участники слишком долго занимались рефлексией, обсуждением сложных вопросов, может понадобиться немного разрядить атмосферу, сбить с участников лишнюю серьёзность (особенно при переходе к новому предмету тренинга). Разминка участников группового тренинга. Полезно в том числе для того, чтобы разговорить "молчунов" и развить навыки слушания. В процессе группового тренинга иногда возникают случаи, когда участники слишком засиделись на одном месте. Для того, чтобы их немного взбодрить, а также для небольшой разминки мозга предназначено это упражнение. Процедура группового психологического тренинга. Участники ходят по залу и ищут самую комфортную для себя точку. Упражнение предназначено для создания в группе доброй, благожелательной атмосферы в начале тренингового дня. Можно использовать во второй и последующие дни тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на произвольные подгруппы, другие участники должны угадать основание деления. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют смотреть сквозь стены.

Написать эксперту!

Эксперт в сфере подбора персонала (моя цель-лучший персонал для бизнеса). ИП Гузенко Анастасия Сергеевна

Игра для разминки и поднятия настроения в офисе "самурай, дракон и девочка"

Написать эксперту!

Когда я работала в одном из кадровых агентств у нас была такая разминка.
Называлась "Самурай, дракон и девочка". Достаточно позитивная, работает на сплочение между командами, активизирует мотивацию на активность и разжигает дух соревнования.

Напоминает детскую игру "камень, ножницы, бумага)) но проходит очень весело и помогает встряхнуться в течение рабочего дня.

Время игры примерно 15минут.

Материалы не требуются, задание объясняется устно.

Инструкция участникам: «Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги-одна команда напротив другой (участники делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги). Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у одной из команд.

Для проведения соревнования необходимо выучить три фигуры. Ведущий последовательно показывает фигуры, а участники повторяют, чтобы лучше запомнить.

Девочка: Ведущий переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держит за края воображаемой юбочки, напевая что-то типа: « Ля - ля - ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный рычащий звук « РРРРРР».

Самурай: Ведущий встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука также вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом издает звук «У - У - Ух».

Командам дается по полминуты, чтобы договориться о том, какую из трех фигур выбрать для показа.

После этого ведущий говорит: «раз,два,три, фигура замри!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую выбрали.

При этом фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть. Если совпали, в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай - убивает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон съедает девочку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девочка соблазняет самурая: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко.

Ведущий, как судья присваивает очки командам. Разминка идет до трех победных очков у одной из двух команд.

Написать эксперту!

Разминка направлена на развитие внимания, чувства рит­ма, дает мотивацию на командный стиль в работе.


Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль веду­щего. Для начала тренер предлагает группе рассчи­таться по порядку.

«Итак, сейчас мы все - сотрудники секретной службы. Наша задача - передать сигнал по рации от одного к другому так, чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся. Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер, на второй - номер того, кому передаем сигнал, напри­мер: «Первый - пятому». Пятый подхватывает эстафету: «Пятый - одиннадцатому» и так далее. Служба теряет того из сотрудников, кто замешкался или ошибся. Этот участник выходит из круга. Номера, выбывшие или несуществующие, на­зывать нельзя».

Тренер задает темп разминки, постепенно уско­ряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока уча­стники не станут передавать «сигнал» без ошибок.


До десяти

-34-

Разминка направлена на развитие скорости реак­ции и концентрации внимания.


«Станьте, пожалуйста, все в круг. Я буду ведущим».

Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он ос­танавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.

«Тот, на кого я указываю, должен показать на пальцах на­званное мной число. Те, кто стоит справа, показывают по оче­реди, также на пальцах, остальные числа до десяти по возра­стающей. Тот, кто ошибется или замешкается, становится ведущим».

Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя уча­стников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.


Мячики

-36-

Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и вни­мание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тре­нингов.


Для проведения требуются 3-5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).



«Наша задача - перебрасывать друг другу мячики таким образом, чтобы ни один мячик не упал на пол. Готовы? Начали».

Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.

«Каждый из вас должен запомнить двух человек: того, от кого он получает мяч, и того, кому бросает. Давайте подума­ем: как сделать, чтобы участвовали все?»

«Теперь поменяйтесь местами в произвольном порядке. Но бросать мячи вы должны тем же людям, что и в прошлый раз».

Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже за­помнили, кому они перебрасывают и от кого полу­чают мячики.


Сделай другу подарок

-38-

Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.


«Посмотрите на своего соседа справа и подумайте, что вы ему подарите. Дарить можно что угодно: от телевизора до огромного счастья. Когда придумаете, не произносите вслух».

Убедитесь, что все участники определились с по­дарками.

«А теперь подарите свои подарки тем, кому они предна­значены, но это надо сделать без слов, молча. Если ваш оппо­нент догадался, что вы ему дарите, значит, он принимает ваш подарок и сопровождает это эмоциональным возгласом: «Ва-у»!»



Тренер должен сам задать «формат» ответной ре­акции: либо это эмоциональный возглас, либо ка­кое-то физическое движение.


Поменяйтесь

-40-

Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.


Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) уби­рает свой стул.

«Поменяйтесь местами те, у кого....»

Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.

«Те из вас, у кого есть этот предмет, должны поменяться местами. Ведущий должен успеть сесть на свободный стул, а кому стул не достался, становится ведущим. Если у вас есть указанный предмет, вы обязаны пересесть на другое место. Новый ведущий повторяет: «Поменяйтесь местами те, у кого...»

В этой разминке задействованы абсолютно все члены команды. Для поддержания активности учас­тников, если ведущий начинает теряться, тренер может подсказывать ему: «Кто утром чистил зубы», «У кого есть дети» и т. п.


Землетрясение

-42-

Веселая, динамичная разминка.


Тренер делит участников на группы по три человека.

«Двое участников изображают «домики», при этом они встают лицом друг к другу и держатся за руки. Третий участ­ник становится между двумя первыми, изображая „жильца"».

Ведущий остается «бездомным». Он начинает игру, но при этом является полноправным участником.

По команде ведущего «Домики ищут жильцов» все «до­мики», не расцепляя рук, оставляют своих «жильцов» и ищут новых. «Жильцы» при этом остаются на месте.

По команде «Жильцы ищут домики» все «жильцы» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» при этом остаются на месте.

Если же от ведущего поступила команда «Землетря­сение», то все покидают свои места: «жильцы» ищут себе новые «домики», а «домики» ищут новых жильцов.

«Жилец», оставшийся без «домика», становится ведущим».

Разминка не имеет ограничения по времени и за­канчивается тогда, когда сочтет нужным тренер.


Тыр-тыр, пулемет

-44-

При правильном применении эта разминка может иметь ко­лоссальный успех. Ее вполне уместно использовать в «продви­нутой» аудитории. Особенно в послеобеденное время для сня­тия усталости и в качестве «будильника». К новичкам такую разминку следует применять осторожно, с оглядкой и не ранее второго дня тренинга.


«Задача предстоит несложная. Необходимо громко, хором произнести детский стишок времен первой половины два­дцатого века, сопровождая каждую строчку определенными движениями. Произносить нужно по слогам:

ТЫР-ТЫР, ПУ-ЛЕ-МЕТ (сжатые кулаки выставить вперед, в такт стихам «строчить» из воображаемого «максима»),

ВЫ-ШЕ КРЫ-ШИ СА-МО-ЛЕТ (руки прямые, в стороны, вра­щать вперед, изображая «кукурузник» на вираже).

БАЦ! АР-ТИЛ-ЛЕ-РИ-Я (удар с размаху кулаком по собствен­ной ладони)!

СКА-ЧЕТ КА-ВА-ЛЕ-РИ-Я (прыгать на месте, при этом повер­нуться вокруг своей оси и махать воображаемой саблей)!»

Первый раз тренер инсценирует стишок сам, за­тем повторяет его с участниками. Можно повторить несколько раз подряд, ускоряя темп.


Угадай мелодию

-46-

Эта разминка отлично концентрирует внимание всей груп­пы. Кроме того, невовлеченным не останется ни один участ­ник.


Тренер начинает в качестве ведущего.

«Сейчас я буду, используя только жесты и мимику, не изда­вая ни единого звука, показывать вам куплет и (или) припев какой-нибудь известной песни. Ваша задача догадаться, о ка­кой песне идет речь».

Усложняем задачу: нужно не просто догадаться, а воспроизвести именно тот фрагмент, который про­демонстрировал ведущий.

Участники сначала угадывают отдельные слова, затем фразы и т. д. Ведущий, опять лишь жестами и мимикой, объясняет участникам, насколько успеш­ны они в своих догадках. Снова заговорить ведущий имеет право только после того, как кто-нибудь из участников первым справится с задачей.

Угадавший мелодию сам становится ведущим.


Интервью

-48-

Эту разминку можно использовать и в качестве самостоятель­ного упражнения. Она помогает освоить открытые и закрытые вопросы. Также повышает активность участников и концент­рацию их внимания, позволяет обрести умение быстро пере­страиваться в зависимости от обстановки.


Участники садятся в круг, в середину - «журна­лист».

«Журналист задает любому участнику открытые или за­крытые вопросы. Но тот участник, которому они адресова­ны, должен молчать. Отвечать на них будут соседи слева или справа, в зависимости от типа вопроса (это устанавливает тре­нер). Кто ошибется или растеряется, сам становится жур­налистом».

Тренеру необходимо следить за корректностью во­просов и тем, правильно ли отвечают участники. Так­же при необходимости он может корректировать формулировку вопросов.


Однажды в автобусе

-50-

Подвижная и веселая разминка. Может применяться в лю­бой части тренинга или после обеда. Способствует повышению групповой динамики.


Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя вне­шний и наружный круги.

«Внутренний круг -это «билетики», а наружный - «пас­сажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилет­ник».

Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца».

«По команде «Поехали» круги начинают вращаться в про­тивоположные стороны.

По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится „зайцем"».

Игру можно усложнить, задав условие: участники упражнения должны играть молча.


Имитатор

-52-

Упражнение направлено на развитие групповой сплоченно­сти, проводится только с «разогретой» группой.


«Ваша задача - всем одновременно произнести (сымити­ровать) звук, похожий на: Кипящий чайник. Пылесос. Скрипучую дверь. Тормозящую машину. Сирену машины «скорой помощи». Потрескивание дров в камине. Заколачивание гвоздя в стену. Жужжание электрической бритвы. Барабанящий по крыше дождь и т. д.»

Первоначально можно разрешить группе выде­лить лидера, который будет подавать сигнал к стар­ту. Усложнением может быть требование начинать имитирование всем одновременно, не давая возмож­ности выделиться лидеру.


Гражданская оборона

-54-

Разминка для объедения участников, способствует снятию агрессии, сплочению коллектива. Ее рекомендуется использо­вать, когда группа находится в «разогретом» состоянии.


Участники прогуливаются по помещению. Тренер выкрикивает фразу:

«„Внимание! На нас напали пещерные львы (голодные вол­ки, пираты, угрызения совести, противная икота и т. п.) ". После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину женщин (маленьких ростом, блондинов и т. д.) и сказать хо­ром: „Дадим отпор... (пещерным львам, пиратам и т. п.)". Потом группа опять разбредается по комнате и игра продол­жается».

Чем более творчески участники относятся к это­му упражнению, тем интересней и азартней оно по­лучается. Можно порекомендовать членам группы применять жестикуляцию и выражать максимум эмоций.


Четыре стихии

-56-

Разминка помогает активизировать участников в новом кол­лективе и настроить их на работу.


«Существует четыре стихии: воздух, земля, вода, огонь.

Я бросаю мячик кому-то из вас и называю при этом одну из четырех стихий: воздух, земля, вода, огонь. Как только мяч пой­ман, я начинаю счет до трех.

Ваша задача - успеть, пока идет счет, ответить:

на слово «воздух» - названием птицы или насекомого;

на слово «земля» - названием какого-нибудь зверя, кото­рый живет на суше;

на слово «вода» - названием рыбы или морского жи­вотного;

на слово «огонь» отвечать ничего не надо, нужно успеть три раза хлопнуть в ладоши».

Повторять слова нельзя. Кто не успел ответить или ошибся, выбывает из игры.


Рыбы, звери, птицы

-58-

Упражнение требует внимательности и сосредоточенности участников.


Разминка выполняется, сидя в кругу или полукру­гом.

«Я, указывая на каждого из вас поочередно, произношу: «Рыбы... звери... птицы... рыбы... звери... птицы». Если я кому-то не по очереди скажу «Звери!», тот должен в течение трех секунд откликнуться и назвать какое-нибудь животное. Будьте внимательны: вновь называть уже названное слово нельзя. Кто повторился или задержался с ответом, сам ста­новится ведущим, а я займу его место».

Как вариант можно при произношении слова «звери» бросать мячик тому, для кого оно предназ­начено. Продолжительность зависит от интереса уча­стников или от того момента, когда перечислят всех зверей.


Змейка

-60-

Веселая и подвижная разминка. Желательно проводить ее после перерыва или обеда.


«Прошу участников стать в шеренгу друг за другом в цен­тре помещения.

Положите свои руки на плечи впереди стоящего. Теперь представьте, что вы - одна большая змейка. Участник, сто­ящий впереди, - это голова, а последний - это хвост. Зада­ча головы - поймать свой хвост. А задача хвоста - избе­жать захвата головы. Если голове удается поймать свой хвост, змейка становится короче, то есть этот участник выбыва­ет из игры, а хвостом становится стоящий перед ним».

Через несколько минут, в зависимости от резуль­тата, тренер может предложить участникам самим, по желанию, выбрать роли «головы» и «хвоста».


Персей и медуза Горгона

-62-

Активное упражнение, его можно проводить в любое время. Оно поможет участникам сбросить физическую усталость и сосредоточиться на достижении цели.


Тренер делит участников на две группы.

«Первая группа встает в круг, лицом наружу. Вытяните руки в стороны, чтобы касаться плеч стоящих рядом. Вы бу­дете «медузой Горгоной», вы можете двигать руками и телом, но вам нельзя сходить со своего места, приседать, а также у вас должны быть закрыты (или завязаны) глаза. Ваша зада­ча - не пропустить в круг «Персея», при этом применять силу нельзя, достаточно коснуться «щупальцами» (руками).

Вторая команда, вы - «Персей». Ваша задача - макси­мальному числу участников попасть в круг, не допуская при­косновений «Горгоны». Те, кого коснулась «Горгона», выходят из игры».

Если игра проходит активно и с интересом, мож­но поменять команды местами. Игру можно прервать раньше, если она затягивается и вызывает трудно­сти у участников.


Спящий пират

-64-

Это упражнение можно проводить как с одной командой, так и с двумя, если численность участников тренинга более 12 че­ловек. Упражнение направлено на развитие творческого под­хода в решении проблем.


«От каждой команды выбирают по одному добровольцу, они будут «спящими пиратами». Им завязывают глаза и у ног рас­полагают «сокровища» (листы бумаги, маркеры, бейджи и т. п.).

Игроки противоположной команды располагаются широким кругом вокруг «спящего пирата». По моему сигналу игроки пы­таются достать «сокровища». Пойманный «пиратом» игрок возвращается на исходную позицию. Каждый игрок может сде­лать по три попытки. За одну попытку можно взять только одно «сокровище». Побеждает команда, успешнее справивша­яся с заданием».

Как вариант для усложнения игры можно пред­ложить участникам играть молча, чтобы не прово­цировать «пирата» голосами.


Скульптор

-66

Это упражнение позволяет участникам применить креатив­ное мышление в решении поставленной задачи.


Для проведения этого упражнения необходимо не­сколько помещений (или одно большое), чтобы под­готовить игроков.

Тренер делит участников на две или три группы (численность мини-группы - от трех до семи чело­век).

«Каждой группе необходимо в течение 10-15 минут подго­товить и показать «скульптуру» на заданную тему, причем в ней должны быть задействованы все участники группы. Итак, задания для групп: первая готовит скульптуру под названием «Любовь», вторая - «Радость» и третья группа - «Нена­висть».

Тренер может самостоятельно задавать символи­ку «скульпторам», увязав ее с тематикой тренинга. Большую трудность обычно вызывают скульптуры, символизирующие человеческие чувства и эмоции.

Можно провести конкурс на лучшую скульптуру с распределением призовых мест.


Амнезия

- 68 -

Сложное, но интересное упражнение. Развивает навыки не­вербальной коммуникации, способствует укреплению отноше­ний между участниками тренинга.


Перед упражнением тренеру необходимо подго­товить какие-либо парные предметы, лучше всего маркеры (по две штуки каждого цвета).

Тренер просит участников стать в ряд и завести обе руки за спину. Затем дает маркер в руки каждому и произносит условия игры.

«Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Нельзя произносить слова.

2. Нельзя смотреть, какого цвета маркер у вас в руках.

3. Найдите «свою» пару, того человека, у которого в руках маркер такого же цвета, как у вас».

Самостоятельно найти «свою» пару практически невозможно, поэтому участникам придется искать контакт со всеми. Наблюдателей можно привлечь при обсуждении упражнения.


Типография

-70-

Упражнение на сплоченность, внимательность и взаимопо­нимание участников тренинга.


Тренер просит игроков назвать по очереди все бук­вы алфавита.

«Вам надо запомнить названные вами буквы. Так как мы яв­ляемся одним сплоченным коллективом, предлагаю озвучить какой-нибудь текст или спеть песню, называя только «свои» буквы. Когда вы называете букву, вам надо встать, если про­бел - все встают и садятся. Если по тексту встречается точка - все делают хлопок в ладоши, если запятая, - все один раз топают ногой, если восклицательный знак, - все встают и делают один оборот вокруг своей оси».

Сначала лучше попробовать на песне, которую все знают, а затем перейти к стихам или прозе. Как ва­риант можно раздать заготовки с текстом, который участники будут читать.


Карибский кризис

-72-

Разминка напоминает военные действия в Карибском бас­сейне, но тем не менее она пользуется популярностью на тре­нингах.


Тренер делит группу на две подгруппы.

«Первая группа, вы - надводные корабли. Ваша задача - пройти через помещение от этой стены до этой. При движе­нии вы издаете звук, напоминающий звук мотора. При попада­нии в вас торпеды (бумажного мячика) вы выбываете из игры.

Вторая группа, вы - подводные лодки. Вы охраняете эту акваторию (помещение). Вы стоите на одном месте с за­крытыми (завязанными) глазами, и у вас в руках две торпеды (бумажные мячики). Ваша задача - не пропустить надвод­ные корабли».

Есть много сценариев этой разминки, например: подводные лодки стоят в линию на расстоянии вы­тянутых рук и руками пытаются задеть «проплыва­ющие» между ними надводные корабли.


Охота на титра

-74-

Разминка способствует взаимопониманию участников и не­вербальному общению.


«Прошу вас организовать круг диаметром три метра».

Все участники садятся на стулья в круг, лицом к центру. Тренер должен проконтролировать, чтобы расстояние от стульев до центра круга было не менее полутора метров. В центр круга он укладывает три маркера.

«Упражнение выполняется молча. Ваша задача - одновре­менно взять эти три маркера и вернуться на свои стулья, но один человек может взять только один маркер. Если одновре­менно встают более или менее трех человек, попытка повто­ряется».

Это упражнение можно усложнить следующими задачами: необходимо касаться стула какой-нибудь частью тела или попросить участников рассчитаться на первый-второй. Например: первая группа подни­мает два маркера, а вторая - один.


Два лагеря

-76-

Разминка способствует снятию эмоционального и физичес­кого напряжения, настраивает на командную работу.


Команды размещаются в две шеренги напротив друг друга, расстояние между ними должно быть не менее трех метров.

«Попрошу команды выделить по одному представителю, которые становятся в шеренгу соперников. Ваша командная задача - поменяться местами. Для этого «свой среди чужих» бросает мяч своей команде. Игрок, поймавший мяч, переходит с мячом в шеренгу противника. Если мяч упадет на пол, право хода переходит другой команде. Победит та команда, кото­рая первой займет лагерь противника».

Право первого хода решается жеребьевкой. Для усложнения игры можно построить шеренги в два или три ряда. Важно, чтобы игроки не выходили за территорию своего «лагеря».


34. Однажды в Америке

-78-

Разминка способствует развитию навыков невербального общения, логики, коммуникации.


Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Тренер обходит всех и касается плеча 3-4 человек.

«Вы все - жители одного маленького американского город­ка. И в вашем городке тоже есть гангстеры (те, кого тренер коснулся). Правила такие: я говорю «Ночь», все жители «за­сыпают», опускают голову и закрывают глаза, «просыпают­ся» только гангстеры. Задача гангстеров, не произнося слов, договориться между собой и найти себе жертву».

Когда гангстеры определятся с жертвой, тренер объявляет: «Наступил день». Все жители просыпаются.

«Сегодня ночью было совершено покушение на (имя участ­ника). К сожалению, случай смертельный, и вы выбываете из игры. Задача жителей - проводить обсуждение и вычислить гангстеров, причем сами гангстеры тоже могут принимать участие в обсуждении».

Если жители угадали одного из гангстеров, он вы­бывает из игры. После обсуждения тренер объявля­ет: «Наступила ночь» и игра продолжается.


35. Я + ты

-80-

Упражнение на понимание и сплочение. Понять своего парт­нера - значит успешно закончить это упражнение.


Тренер делит участников на пары и просит их стать возле одной из стен помещения.

«Возьмите по одному листу формата А4 (или тренер сам раздает листы) на каждую пару. Встаньте лицом друг к другу, зажмите лист бумаги лбами, заведите руки за спину. Ваша за­дача - произвольно передвигаться по помещению до проти­воположной стены. Разговаривать нельзя. Если уроните лист, начинаете сначала».

Интересное упражнение. Его можно проводить как с элементами соперничества (кто первый достиг­нет стены), так и без него. Для усложнения можно расставить по помещению стулья, которые будут со­здавать участникам дополнительные преграды.


Суперскрепка


Эта разминка побуждает участников к взаимодействию и командной работе.


Тренер делит группу на четыре подгруппы (для квадрата) или три (для треугольника).

«Каждая подгруппа - это сторона квадрата (треуголь­ника), и вы - единая команда. Прошу вас сделать вокруг меня геометрическую фигуру (тренер или ведущий должен остаться в центре).

Теперь каждый должен запомнить свое местонахождение относительно меня. По команде «Сбор» вы должны занять свои места относительно меня. Сторона, которая выстроится пер­вой, должна хором крикнуть «Гоп». Сейчас я произношу коман­ду «Разойдись», а вы должны разойдись по помещению и пере­мещаться хаотично».

Тренер поворачивается вокруг своей оси и дает команду «Сбор». После упражнения можно расспро­сить команду, наиболее часто произносившую побед­ный клич, что ей помогало побеждать, каким прин­ципом руководствовались члены этой команды и т. д.


Паутина и паук


Активная, подвижная разминка. Помогает снять лишнее на­пряжение, переключить внимание между темами тренинга.


Тренер просит участников сделать большой круг.

«Мне нужны два добровольца. Один будет кошкой, а другой мышкой. Вы находитесь в кругу с закрытыми (завязанными) глазами. Кошке необходимо поймать мышку. За круг выходить нельзя. Чтобы вы могли себя обозначить, похлопывайте в ла­доши».

Когда кошка поймает мышь, они либо меняются ролями, либо становятся в круг, а на их место выхо­дят новые добровольцы. Усложнить упражнение можно, дав кошке право выходить из круга.


Стыковка

-90-

Разминка на коммуникативные навыки. От точности выпол­нения инструкций зависит конечный результат.


Азартная разминка. Тренер сначала привлекает к участию четырех человек, а затем всю группу.

«Два участника становятся друг напротив друга у проти­воположных стен комнаты.

Вы космонавты, ваша задача - состыковать свои косми­ческие корабли. Управлять ими вы можете только словами, ос­таваясь на своих местах».

«Вы - космические корабли, идущие на стыковку. У вас дол­жны быть закрыты (завязаны) глаза. Вы слушаете только ко­манды своего «космонавта», который будет направлять вас. Стыковка считается законченной, когда корабли сомкнут друг с другом свои ладони и сожмут пальцы в замок. А теперь вы­тяните руки, направьте ладони вперед и растопырьте паль­цы. Готовы? Полетели!»

Перед ними становятся еще по одному человеку. Тренер их инструктирует.

Когда в этой разминке участвует много игроков с одинаковыми именами, «кораблям» приходится от­фильтровывать голос своего «космонавта», что при­дает упражнению дополнительную сложность.


Свято место

-92-

Разминка с применением навыков невербального общения.


Тренер предлагает одному добровольцу присесть на стул в центр помещения. Остальные должны стать вокруг сидящего.

«Задача тех, кто стоит, поочередно уговаривать сидяще­го на стуле, чтобы он уступил вам место. Но уговаривать надо молча, с помощью жестов и мимики. Уступивший присоединя­ется к своим уговаривающим коллегам, и они вместе начина­ют уговаривать вновь севшего».

Как вариант добровольца можно вывести в сосед­нюю комнату и дать ему инструкцию:

«Сейчас вы зайдете и сядете на стул. Вас будут о чем-то просить. Догадайтесь о чем, но вам нельзя разговаривать».

Остальных проинструктировать:

«Все вместе уговорите вашего коллегу встать со стула. Разговаривать нельзя».

После этой разминки можно обсудить, насколь­ко трудно было уговорить, кому так и не удалось по­сидеть на стуле...


Развернись

-94-

Упражнение на общение с людьми, умение убедить в своей правоте.


Одного добровольца просят выйти из комнаты. Остальные получают инструкции.

«Станьте в шеренгу по одному, повернитесь спиной к две­ри. Сейчас вас в индивидуальном порядке будут просить раз­вернуться. Вы должны развернуться, когда вам действитель­но захочется».

Добровольца запускают комнату.

«Вы должны уговорить каждого из этой шеренги, чтобы он повернулся к вам лицом».

Упражнение можно усложнить, дав инструкцию стоящим в шеренге развернуться, услышав от водя­щего какое-нибудь слово или фразу (например: «До­рогие мои, кру-у-угом» и т. п.).


43. Роза? Гвоздика?

-96-

Интеллектуальная разминка, в которой участникам необхо­димо определить закономерность.


Тренер берет в руки маркер и начинает его вра­щать.

«У меня в руках цветок: роза, гвоздика, роза, гвоздика. Ка­кой? Кто-то из участников должен высказать свое мнение.

Затем я задаю другой вопрос.

«Слушай внимательно! У меня в руках цветок: роза, гвозди­ка, роза, гвоздика, роза. Какой?»

Не важно, сколько раз вы будете называть розу или гвоздику, также не важно, как и в какую сторону вы вращаете маркер. Ответ на ваш вопрос зависит от первой фразы: «Слушай внимательно». Если вы ее произнесли, значит, ответ на ваш вопрос должен быть: «Роза». А если эту фразу вы не произносили, значит, ответ на ваш вопрос: «Гвоздика». Тренер мо­жет задавать этот вопрос по кругу. Если кто-то уга­дывает, ему необходимо еще несколько раз задать вопросы. Если появляется человек, разгадавший ал­горитм, его назначают ведущим.


Телохранитель

-98-

Эта активная, подвижная разминка заставляет участников проявлять навыки невербального общения и развивает реак­цию.


Тренер делит участников на две группы, причем в одной должно быть на одного человека больше.

«Меньшая группа садится на стулья в круг. И добавляется один пустой стул. Большая группа по одному человеку стано­вится за спинки стульев.

Человек, стоящий за пустым стулом, должен переманить к себе одного из сидящих на стуле, причем желательно это де­лать так, чтобы стоящий за тем человеком, кого ты перема­ниваешь, ничего не заметил.

Задача телохранителей (тех, кто стоит за стульями) за­ключается в том, чтобы охранять тех, кто сидит на вашем стуле. Как только замечаете, что ваш подопечный собирает­ся сбежать, положите ему руки на плечи.

Задача сидящего на стуле состоит в том, чтобы незамет­но сбежать от своего телохранителя».

Следующим ведущим становится тот, у кого осво­бодился стул.


Виртуальная прогулка

- 100-

Раскрепощающее упражнение. Участники могут проявлять всю свою оригинальность и креативность.


Тренер просит участников стать в круг в центре по­мещения, а сам отходит в сторону.

«Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу».

Участники должны перемещаться друг за другом по кругу. Далее тренер задает условия, а участники должны идти, соблюдая новые условия.

«Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает про­мокать, вы торопитесь домой. Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень неудобно ходить, очень. Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей. Вам осталось десять метров до дома. Вы идете домой. Уже поздняя ночь. Ничего не видно. Вы заблу­дились и т. д. и т. п.»

При проведении этого упражнения необходимо выдерживать паузу для того, чтобы все участники ус­певали сменить походку, почувствовать «погоду» сло­вом, перестроиться.


Разведчик

- 102-

Упражнения на развитие наблюдательности и изо­бретательности участников тренинга.


Тренер приглашает добровольца, а остальную группу просит встать в шеренгу.

«Прошу всех принять какую-нибудь произвольную позу, изоб­разить какой-нибудь жест и замереть в этом положении».

Затем тренер инструктирует добровольца.

«Вы разведчик, ваша задача - сфотографировать и запом­нить обстановку, внешний вид, позы и порядок стоящих учас­тников. У вас есть две минуты. Теперь я попрошу вас выйти в соседнюю комнату».

Тренер дает группе десять секунд для изменения позы и своего внешнего вида, затем приглашает «раз­ведчика» и просит его найти изменения и восстано­вить картину, которую он должен был запомнить.


47. На рыбалке

- 104-

Разминка на наблюдательность.


Тренер просит добровольца стать в центр круга, остальные участники садятся на стулья, образуя круг.

«Участники должны по очереди говорить названия рыб, не повторяясь. Стоящий в центре - рыбак - должен запомнить, кто какую рыбу назвал.

Теперь попрошу рыбака покинуть центр круга, а участни­ков пересесть (поменяться местами)».

Когда участники пересядут, тренер дает инструк­цию «рыбаку»:

«Сейчас вы будете «рыбачить». Вы должны вспомнить, кто какую рыбу называл, и, проходя снаружи круга, коснуться пле­ча человека и проговорить название рыбы, которую он назы­вал. Если вы правильно угадываете, эти люди выходят из кру­га и считаются вашим „уловом"».

Тренер может предложить «порыбачить» другим участникам или ввести элемент соревнования, на­значив двух рыбаков. Кто быстрее и больше наловит «рыбы», тот и победил.


Кенгуру


Универсальное упражнение, которое можно «привязать» практически к любой тематике тренинга.


Тренер делит группу на две команды (желательно не менее шести человек в каждой). Каждой команде выдает по одному листу формата А4.

«У вас есть пять минут на обсуждение, затем вы должны сложить из этого листа самолетик. Победит та команда, чей самолет улетит дальше. Самое главное - соблюдать следую­щие условия:

Одновременно собирают самолет только два человека.

Эти два человека могут сделать только один перегиб, за­тем они должны уступить место другой паре.

Вы можете пользоваться только одной рукой, вторую убе­рите за спину».

При проведении этого упражнения желательно привлечь по одному наблюдателю от каждой коман­ды и попросить их следить за командой противника на предмет выполнения трех правил (считать штраф­ные очки). Тренеру необходимо оговорить, какую модель самолетика будут собирать команды, так как существует около 20 способов сборки самолетиков.


Нравится - не нравится


Эта разминка помогает участникам тренинга сосредоточить­ся, сконцентрировать внимание, способствует созданию рабо­чего настроения.


«Каждый, кому выпало число 7, или кратное семи, или та­кое, в составе которого есть цифра 7, должен вместо числа произнести: «seven up». Если человек ошибся, то до конца раз­минки он должен произносить число, не раскрывая рта (как вариант, вместо числа он должен подпрыгнуть и хлопнуть в ла­доши)».

Объясняя задачу, тренер устанавливает лимит вре­мени: сосчитать до ста нужно за две минуты или ме­нее.

Лимит времени стимулирует участников, застав­ляя при повторении выполнять задачу лучше и луч­ше. Тем не менее выполнять эту разминку рекомен­дуется не дольше 10 минут, так как возможно угаса­ние интереса к ней.


Первые люди

- 114-

Тематическая разминка к тренингам коммуникаций. Может применяться вне контекста тренинга как мостик между тема­ми или для быстрого переключения внимания, например, в острые моменты тренинга, не предусмотренные планом.


Тренер дает инструкцию:

«Армянские археологи обнаружили на горе Арарат хорошо сохранившиеся останки первых людей - Адама и Евы. Ответь­те, пожалуйста, на вопрос: «Как археологи определили, что перед ними именно Адам и Ева? По каким признакам?» Вы мо­жете задавать мне наводящие вопросы, но только такие, на которые я смогу ответить либо «да», либо «нет». Другие типы вопросов не допускаются. Тех, кто знает ответ зара­нее, убедительно прошу не отвечать раньше времени».

Если участники не догадались, нужно озвучить правильный ответ:

«Первые люди были не рождены, а созданы. Сле­довательно, на останках Адама и Евы было обнару­жено полное отсутствие пупков».

Разминка проводится примерно 10 минут.


Гонки паровозиков

- 116-

Разминка на концентрацию внимания, взаимодействие в команде, усиление чувства локтя.


Тренер делит группу на две команды:

«Станьте, пожалуйста, в цепочку, друг за другом. Стоящий первым будет паровозиком, а остальные - вагончиками. Те­перь все, кроме тех, кто стоит первыми, поднимите левые ноги так, чтобы у каждого была возможность взяться за голенос­топный сустав стоящего впереди. Выиграет паровозик, ко­торый в таком положении первым доберется до финиша ("фи­ниш можно определить стулом, кубиком, мячиком и т. п.), не растеряв при этом ни одного вагончика».

Если участников не слишком много, можно про­вести разминку для одного «паровозика». В таком случае исчезает дух соревнования, но остается упор на работу в команде. Если позволяет время, размин­ку можно повторить.


54. Шире круг

-118-

Веселая, активная разминка. Много движения. Развивает ловкость и скорость реакции.


Тренер выбирает из участников двоих, самых вы­соких:

«Станьте лицом к лицу и возьмитесь за руки. Ваши руки образовали круг. Вы должны поймать в этот круг любого из участников. Пойманный становится еще одним сектором кру­га. Следующего вы ловите уже втроем, затем вчетвером и так далее. Задача - поймать в круг всех участников тренинга. Те, кто еще не пойман, могут передвигаться только в задан­ных пределах (тренеру необходимо заранее обозначить гра­ницы, в которых возможно движение участников)».

Вряд ли стоит проводить эту разминку более од­ного раза.

Пространство для игры должно быть достаточно большим, в зависимости от размеров группы.


Королевская Битва

- 120-

Веселая, динамичная разминка, уместная в любой группе участников.


Для разминки понадобятся листы бумаги двух цве­тов, скомканные в шарики, и две корзины. Количе­ство шариков должно быть одинаковым.

Тренер предварительно готовит площадку для игры. В середине площадки он размечает двумя ли­ниями так называемую нейтральную полосу. Веду­щий делит участников на две команды:

«Ваша задача - закидать команду противника шариками. Заступать на нейтральную полосу нельзя. Подбирать шарик, упавший на нейтральную полосу, нельзя. Шарики, брошенные противником и попавшие на вашу территорию, нужно пере­брасывать обратно. Та команда станет победительницей, на территории которой останется меньше шариков. Шарики, по­павшие на нейтральную полосу, разделяются по цветам и за­писываются в «минус» командам. Время продолжения королев­ской битвы - 3 минуты».

Как вариант можно скомканные белые листы бу­маги пометить маркерами двух цветов, каждой ко­манде - свой цвет.


Шарик

-122-

Очень веселая разминка, создает настроение, пробуждает азарт, положительные эмоции.


Тренер предлагает группе воздушный шарик (за­ранее надутый):

«Прошу всех встать в круг. Ваша задача - передать по кру­гу этот шарик как можно быстрее».

Тренер засекает время. После того как задача вы­полнена, тренер объявляет, сколько прошло време­ни.

«А теперь попробуйте снова передать этот мяч по кругу, но без помощи рук. Постарайтесь уложиться в то же время. Можете посовещаться о способе передачи».

Тренер снова засекает время, по окончании пред­лагает участникам повторить упражнение, если в ис­ходное время они не уложились.

Не следует предлагать эту разминку в начале тре­нинга, когда участники мало знакомы друг с другом и группа еще не достаточно «разогрета». Легче эта разминка проходит в группе смешанного состава, где есть представители обоих полов.


Волна

124-

В основном данная разминка используется в тренингах по командообразованию. Развивает двигательную активность, сплоченность группы.


Тренер предлагает участникам встать в круг и взяться за руки.

«Я буду запускать волну. Ваша задача - передать волну по кругу в том виде, в каком вы ее получили. Волна должна вернуться ко мне неизменной и ни в коем случае не должна за­теряться в пути».

Тренер запускает волну, дожидается се возвраще­ния, останавливает, запускает волну в обратную сто­рону. Снова запускает волну, в любой момент запус­кает встречную волну, останавливает разминку, как только интерес группы начинает угасать.

«Теперь давайте поаплодируем друг другу».

Тренер должен задавать и поддерживать темп раз­минки, следить за группой, точно определяя время завершения упражнения.


Сороконожка

- 126--

Динамичная разминка. Развивает чувство локтя, способству­ет сплочению группы, снимает излишнее напряжение. Приме­нима для тренинга любой тематики, хотя ключевое направле­ние - тренинги по командообразованию.


Тренер предлагает группе выстроится в линию, в затылок друг другу.

«В джунглях Южной Америки живет малоизученная загадоч­ная сороконожка. Особенность ее в том, что она всегда пере­двигается хвостом вперед. Прошу всех закрыть глаза и поло­жить руки на плечи стоящего впереди. Тот, кто стоит после­дним, будет головой сороконожки. Он держит глаза открытыми. Ваша задача - трижды обойти эту комнату по периметру. «Голова» будет указывать «хвосту» путь голосом. «Хвосту» категорически запрещено открывать глаза, иначе сороконожка «умрет», не дойдя до финиша».

Предварительно на пути сороконожки можно рас­ставить дополнительные препятствия, например, стулья. Если тренер заметит, что кто-то из участни­ков все-таки открыл глаза, сороконожке предлага­ется начать путь сначала.


Красавица и чудовище

-128-

Разминка обеспечивает отличный эмоциональный подъем, хорошо «разогревает» группу, переключает внимание участни­ков.


Тренер делит группу на две команды.

«Станьте в две шеренги друг против друга. Играем до трех победных очков.

В игре участвуют три фигуры: Красавица (делает реверанс и кокетливо смотрит); Чудовище (руки подняты вверх, пальцы ра­стопырены как когти, угрожающее рычание «P-p-p»); Рыцарь (вы­таскивает воображаемый меч и угрожающе произносит «У-у-у»).

Если Чудовище съедает Красавицу, команда, показавшая Чудовище, получает одно очко. Если Рыцарь убивает Чудови­ще, команда, показавшая Рыцаря, в свою очередь получает одно очко. Если Красавица соблазняет Рыцаря, команда, показавшая Красавицу, получает очко в этом раунде. Если обе команды по­казали одинаковые фигуры, объявляется ничья (только в этом раунде) и очки не присваиваются».

Командам дается 30 секунд, чтобы выбрать, какую фигуру они будут показывать.

По сигналу тренера команды поворачиваются ли­цом друг к другу и на счет «три» показывают фигуру, которую выбрали. Тренер берет на себя роль судьи, присваивает командам очки.


Животные

-130-

Разминка повышает настроение участников, позволяет бы­стро переключиться с одной темы тренинга на другую, это пре­красный способ перевести группу на нужные рельсы в случае ухода от темы.


Тренер выбирает три, четыре вида животных, в за­висимости от размера группы. Например: слоны, во­робьи, кобры, лягушки. Он сообщает каждому учас­тнику на ухо вид животного, который тот будет пред­ставлять.

«Ваша задача - найти свое «стадо». Говорить, кто вы, нельзя. Можно издавать звуки, которое, по вашему мнению, издает представляемое животное. По этим звукам и нужно ориентироваться. Жестикуляция также запрещена. Итак, какое «стадо» соберется быстрее?»

Исходные условия можно варьировать в широких пределах. Например, участники могут искать свое стадо только с закрытыми глазами. Или показывать свое животное жестами, произносить звуки при этом нельзя. Можно выбрать животных, близких по виду, «голосу» и т. п., чтобы усложнить задачу.


Зоопарк

- 132-

Разминка повышает скорость переключения внимания, вос­приятия информации, тренирует память и помогает усилить активность как группы в целом, так и каждого участника тре­нинга в отдельности.


Все игроки садятся в круг. Тренер также участвует и начинает в качестве ведущего.

«У нас открылся новый зоопарк. Все мы звери, жители это­го зоопарка. Наши стулья - это «клетки», в которых мы жи­вем. Итак, кто мы (каждый участник придумывает себе на­звание животного, названия не должны повторяться)?

Руководство зоопарка предоставило нам возможность выб­рать соседей (ведущий выходит в круг, освобождая свой стул - «клетку»).

Тот, у кого слева появится пустая «клетка», должен по­стучать по ней два раза и назвать того, кого бы он хотел в ней видеть. «Клетка» считается забронированной, названный пересаживается туда. Нельзя называть ведущего и животных, не являющихся жителями нашего зоопарка. Тот, кто ошибся или затянул время, сам становится ведущим. Задача ведуще­го - занять пустую «клетку», пока ее не забронировали».


Кошка, собака

- 134-

Разминка направлена на концентрацию внимания и воспри­ятие информации, дает дополнительную мотивацию для рабо­ты в команде.


Понадобятся два некрупных предмета, например, маркеры разных цветов.

Тренер просит всех участников стать в круг, сам присоединяется к группе, держа в руках маркеры.

«Стоящему справа от меня я передаю красный маркер. Преж­де чем взять его, он поворачивается ко мне и спрашивает: «Кто?» Я отвечаю: «Кошка». После этого он берет маркер и передает следующему. Следующий также, прежде чем взять маркер, спрашивает: «Кто?» Передающий снова поворачивается ко мне и снова спрашивает: «Кто?» Я снова отвечаю: «Кошка». Передающий поворачивается к следующему и отвечает ему: «Кошка». После этого следующий берет маркер и передает его по цепочке, повторяя описанную выше процедуру. Маркер дол­жен пройти по кругу и вернуться ко мне. Аналогичным образом я передаю налево синий маркер, обозначив его: «Собака».

Разминку можно завершать, когда группа начи­нает справляться с поставленной задачей без запи­нок. Если упражнение проходит гладко, можно до­бавить еще «хомячка».


Передай движение

-136-

Разминка направлена на работу в группе, способствует повышению внимания, снятию напряжения, помогает взбод­риться.


Тренер принимает участие в разминке, а также ве­дет счет.

«Я прошу каждого придумать любое повторяющееся дви­жение (в качестве примера тренер показывает любое простое движение из утренней гимнастики).

Я веду счет. Так как нас 14 человек, я буду считать до 15. На счет «раз» вы начинаете делать свое движение и одновре­менно следите за движением сидящего справа от вас. На счет «два» делаете движение, которое делал ваш правый сосед, и продолжаете следить за движением того же соседа. На счет «три» снова меняете движение и так далее. На счет «пят­надцать» к каждому должно вернуться движение, которое он сам придумал. Готовы? Начали».

Тренеру нужно следить за динамикой разминки. По окончании можно провести «разбор полетов»: к каждому ли вернулось его движение в неизменном виде? Когда, по каким причинам произошел сбой в передаче информации?


Треуголка

Разминка очень простая, нацелена на поднятие настроения, тренирует внимание.


Тренер выдает инструкцию. Делает он это медлен­но и доходчиво, так, чтобы поняли все.

«Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни мечтал стать Наполеоном. Все помнят, что любимый головной убор Наполе­она - треуголка. Сейчас мы с вами хором произнесем знамени­тую фразу: «На голове у меня треуголка. Треуголка на голове у меня. А если не треуголка, то голова не моя». Затем мы по­степенно будем заменять слова жестами. При этом сами сло­ва произносить нельзя. Вместо слова «голова» нужно хлопнуть себя по голове. Вместо «меня, моя» - показать на себя. Вмес­то слова «треуголка» выбрасываются три пальца, а затем выставляется вперед локоть (инструкцию тренер иллюст­рирует жестами).

Фраза произносится сначала словами, затем одно слово за­меняем жестом, потом два, три слова».

Темп должен быть достаточно быстрым. Заканчи­вается разминка, когда группа без запинки справля­ется с фразой, почти целиком состоящей из жестов.


Охота на лис

- 140-

Веселая, динамичная разминка. Снимает напряжение, пе­реключает внимание между темами тренинга.


«Хотите одновременно побывать в шкуре и лисы, и охот­ника? Бывалые охотники утверждают, что лучший способ пой­мать лису - это насыпать ей соли на хвост. Заведите одну руку за спину и прижмите открытую ладонь тыльной сторо­ной к спине. Открытая ладонь будет хвостом лисы. Другой рукой нужно «насыпать соли на хвост» лисе, то есть дотро­нуться до ладони, прижатой к спине. Задача каждого - пой­мать как можно больше лис и при этом самому остаться не­пойманным. Тот, до чьей ладони дотронулись, должен оставаться на месте, но может «насыпать соли» в пределах досягаемости других «лис». Победит самый быстрый и ловкий».

Тренер исполняет роль арбитра, следит за соблю­дением участниками правил игры.


Герои

- 142-

Разминка направлена на отработку закрытых вопросов, создает настроение, повышает дружелюбную атмосферу в группе.


Для проведения разминки понадобятся листочки бумаги, булавки или скотч.

«Прошу всех стать в круг и повернуться в затылок друг другу. Возьмите по листочку, напишите на нем имя какого-нибудь известного героя кино, мультфильмов, сказок или на­шей современности. Главное, чтобы герой был узнаваем. При­клейте листочек на спину стоящего впереди. Задача каждого игрока - с помощью закрытых вопросов догадаться, чье имя написано на вашей спине. Спрашивать можно у любого из уча­стников».

Разминка проводится до тех пор, пока все герои не будут раскрыты.


Веселые шарики

- 144-

Разминка направлена на работу в команде, развивает коорди­нацию движений, концентрацию внимания.


Для проведения разминки требуется 6-8 воздуш­ных шаров (заранее надутых).

Тренер делит группу на две команды.

«Я прошу каждую команду стать в круг и взяться за руки. Сейчас я дам каждой команде половину этих шаров. Ваша за­дача - удержать шары в воздухе, не расцепляя рук, в течение пяти минут. Нельзя просто держать шары. Они должны быть именно в воздухе. Упавший шар поднимать нельзя. Победит та команда, которая сможет удержать большее количество шаров».

Разминка продолжается до тех пор, пока не вый­дет время, или одна из команд не расцепит руки, или пока все шары не упадут на пол.


Последний стул

- 146 -

Веселая, эмоциональная разминка. Помогает поднять на­строение, способствует большему сплочению группы.


Для проведения разминки необходимо заранее приготовить стулья, которых должно быть на один меньше, чем участников.

«Перед вами стулья. Их - на один меньше, чем вас. Ваша задача - всей командой сесть на эти стулья. Стулья можно передвигать и составлять так, как вы сочтете нужным».

После того как команда справилась с заданием, тренер убирает еще один стул.

«Попробуйте выполнить ту же задачу теперь».

sk-soblazn.ru - Красота и здоровье. Дом и быт. Кулинария. Рукоделие. Народная медицина