Как совершить малое омовение мужчинам. Как и когда надо совершать полное омовение (гусль)

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Да будут все наши восхваления Великому Господу, Кто совершенен в наивысшей чистоте, Кто предписал Своим рабам чистоту и послал к ним пречистого Пророка с пречистым шариатом! Да превознесутся совершенные и прекрасные благословения и приветствия Пророку этой чистой религии, предводителю чистой уммы, плоду чистого рода человеческого - Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам!

Всевышний Аллах смилостивился сказать следующее:

«О вы, которые уверовали! Когда встаете на намаз, то мойте ваши лица и руки с локтями, и обтирайте [нанесите масх на] свои головы и [вымойте] свои ноги с щиколотками» (сура «Маида», аят 6).

Следовательно, для того, чтобы совершить намаз - столп нашей религии, мы безусловно должны пребывать в состоянии омовения.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам наставлял свою умму так:

«Соблюдайте чистоту насколько у вас хватит сил, ибо Всевышний Аллах основал религию Ислам на чистоте. В рай войдут тоже только очищенные».

ОМОВЕНИЕ

Словарное значение слова тахарат - «чистота» и «опрятность». В шариате тахарат является неотъемлемой составляющей таких действий, как омовение, гусл, таяммум (очищение песком), необходимых для совершения намаза. В руском языке в значении «омовение» часто употребляется и арабское слово вузуъ - «омыться». Чистота - это один из прекрасных качеств, которых требует природа человека. Ислам призывает людей к чистоте и восхваляет тех, кто содержит себя в чистоте.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

- Когда мусульманин или верующий раб (мумин) совершает омовение и моет свое лицо, с водой или последней каплей воды с его лица смываются все его ошибки (прегрешения), которые он совершил глазами. Когда же моет руки, с водой или последней каплей воды смываются с его рук все его грехи, которые он совершил руками. Когда же моет ноги, с водой или последней каплей воды смываются с его ног все ошибки (прегрешения), которые он совершил ногами. Таким образом, он выходит очищенным от своих грехов».

Передали Муслим и Тирмизи.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ОМОВЕНИЯ ПО СУННЕ

1. Прежде всего, после намерения совершить омовение необходимо произнести: «Аъузу биллахи минаш шайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим».

2. Совершающий омовение три раза моет руки до запястья, включая места между пальцами рук.

3. Чистит зубы мисваком либо зубной щеткой. Затем, набирая каждый раз воду в правую руку, ею три раза поласкает полость рта и горло.

4. Из правой руки набирает воду в нос и высмаркивается при помощи левой руки. Эта процедура также выполняется три раза.

5. Три раза моет лицо: промежуток от места роста волос выше лба до нижней части подбородка, и от правого уха до левого.

6. Затем, омывающийся сначала моет правую руку вместе с локтем - три раза.

7. Потом моет левую руку вместе с локтем - три раза.

8. После, намочив ладони (вновь набрав в них воду и вылив), наносит ими масх на всю голову (обтирает).

9. Наносит масх указательными пальцами внутри ушных раковин, а большими пальцами тыльные части ушей.

10. Тыльной стороной двух ладоней, которые не соприкасались с телом при нанесение масха на голову и на ушные раковины и сохранили влагу, наносит масх на шею.

11. При помощи левой руки три раза моет по щиколотку правую ногу, включая места между пальцами ног.

12. Левую ногу моет в таком же порядке три раза.

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОМОВЕНИЕ БУДЕТ ПОЛНОЦЕННЫМ

1. Необходимо омыть каждую часть тела, омовение которых является фардом.

2. Участки тела, подлежащие омовению, не должны быть покрыты веществами, препятствующими соприкосновению воды с телом.

К таким вещам относятся: масла, прилипшее тесто, лаки, которых женщины наносят на ногти и тому подобное.

3. Нужно быть свободным - очищенным от нечистот, которые могут стать препятствием совершению омовения;

Омовение, совершенное при капающей (остатков) мочи и кровотечении из носа не будет полноценным, так как они - моча и кровь относятся к нечистотам и препятствуют омовению.

Тем не менее омовение и намаз человека, у которого постоянно кровоточит нос и капает моча принимается в силу того, что указанные причины становятся уважительными. Но с условием, что человек, имеющий эти уважительные причины, совершит омовение каждый раз с наступлением времени следующего намаза, то есть для каждого времени намаза отдельно.

Во время совершения омовения нельзя говорить, использовать воду больше требуемого, или в очень малом количестве, а также брызгать ее на себя и одежду.

ЯВЛЕНИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ОМОВЕНИЕ

1. Когда из тела течет кровь или гной.

2. При рвоте полным ртом. Также омовение нарушается, если человека вырвало кровью и в его рвоте преобладает красный цвет. Если же цвет рвоты отдает желтизной, то омовение не нарушается.

3. При отправлении естественных нужд, то есть выход из переднего и заднего проходов чего-либо, в том числе газов.

4. При кровоточении десен.

5. При потере сознания, лишения ума и опьянении;

6. Смех при совершении намаза до такой степени, что его было слышно стоящему рядом человеку.

7. В случаях, когда человек уснул на боку, то есть лежа.

8. В случаях, когда человек уснул, опираясь на что либо, при условии, что если убрать опору, человек упадет.

Уважаемый читататель! В следующих материалах этого раздела мы, инша Аллах будем выпускать сведения касающиеся омовения и намаза с картинками. Также, Вас ждут другие материалы касающиеся гусла, таяммума, положения свойственные женщинам и многое другое полезное для нас с Вами.

Да сделает нам Аллах, Пречист он, Всевышний наши знания полезными!

Омовение. Намаз. Совершение намаза. Как делать намаз?

Многие люди и даже те, кто был рожден мусульманином не знают, как начать молиться (совершать намаз) . Некоторые не могут начать молиться - им что-то мешает. Некоторые боятся начать совершать намаз потому что считают, что со временем они забросят это дело. Будущее знает только Всевышний, а эти сомнения ухищрения шайтана.
Оставление намаза - тяжкий грех, может ввести человека в неверие - неверный будет вечно гореть в аду.
Намаз является вторым по значению столпом Ислама , после Шагьадата (свидетельство- "Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его" ).
Намаз - обязанность мусульманина.

И так приступим... С чего начинать совершения намаза?

В первую очередь это омовение перед намазом. (Малое омовение). Делаем все по порядку.


По-арабски читаем справа на лево.


Намерение на омовение: Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательное омовение, ради Всевышнего Аллаха, Аллаху акбар.

1. Затем моем кисти рук , читаем молитву: اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا
"Аль-хIамду лиллягьи-ллязи джагIаляль-маа тагьураа" - Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей.

2. Умывание лица , читаем следующее:اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ
"Аллагьумма баййиз ваджгьи бинурика явма табъяззу вуджугьу авлияика ва ля тусаввид ваджгьи бизулюматика явма тасвадду вуджугьу гIдаика" - О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов.

3. Умываем правую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя). При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
"Аллагьумма агIтIини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира". - О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким.

4. Умываем левую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя) . При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
"Аллагьумма ля тугIтIини китаби бишимали ва ля мин вараи загьри". - О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади.

5. Протираем голову (смоченными ладонями обеих рук, проводим от лба до затылка (как в рекламах шампуня) три раза, каждый раз новой водой) . Читаем:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
"Аллагьумма хIаррам шагIри ва башари гIаля-ннар". - О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу.

6. Мытье правой ноги (ноги моем левой рукой, хоть немного и не удобно, но обязательно левой) . При этом читаем:اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
"Аллагьумма саббат къадамайя гIаля-ссиратIи явма тазиллю фигьиль-акъдам". - О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить .

7. Мытье левой ноги (тоже моем левой рукой) . Читаем тоже, что и при мытье правой ноги.

Если не знаете молитв, то можно читать суры или аяты из Корана. Например суры 112-114. По одной суре на каждую руку или ногу и конечно же лицо. При смачивании головы можно сказать Аллаху акбар (Аллах велик) или Бисмиллягьи рахIмани рахIим (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного)

После омовения желательно прочитать дугIа (подняв ладони до уровня лица, повернувши ладони к небу - все дугIа читаю именно таким образом) . Читаем:молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

"Ашгьаду алля иллягьа илляллагь вахIдагьу ля шарика лягь, ва ашгьаду анна Мухаммадан гIабдугьу ва расулюгьу. Аллагьумма-джгIальни мина-ттаввабина ваджгIальни миналь-мутатIагьирина, ваджгIальни мин гIибадика-с-салихIина, субхIанакаллашгьумма ва бихIамдика, ашгьаду алля илягьа илля анта, астагIфирука ва атубу иляйка, ва салляллагьу гIаля саййидина Мухаммадив-ва гIаля алигьи ва сахбигьи ва саллям". - Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад - Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие.

Намаз: Совершение намаза. Как делать намаз?

После совершения омовения , мусульманин может приступить к намазу. Существует пять обязательных намазов , которые мусульманин обязан выполнять каждый день.
Пять обязательных намазов это: 1. Утренний, 2. Полуденный (обеденный) 3. Послеполуденный (послеобеденный) , 4. Вечерний, 5. Ночной.
Утренний намаз состоит из 2х ракаатов; Вечерний намаз состоит из 3х ракаатов; Полуденный, Послеполуденный и Ночной состоят из 4х ракаатов. Что такое ракааты мы опишем ниже.

И так, приступим к совершению намаза.

Становимся на молитвенный коврик (будем рассматривать коврик, как место для намаза) . Стелим коврик так, чтобы встав на него вы смотрели в сторону Каабы (Киблы) . Любой намаз совершается повернувшись к Каабе.

Делаем намерение (например на вечерний намаз 3х ракаатный): Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательный вечерний трехракаатный намаз, ради Аллаха, Аллаху акбар (в момент, когда произносим Аллаху акбар , поднимаем руки с раскрытыми ладонями, чуть касаясь мочек своих ушей большими пальцами ). Затем опускаем ладони в район под сердцем, сначала ставим левую ладонь, а поверх её правую. И вот вы уже в намазе.

Делаем первый ракаат.

1. В этом положении читаем суру Аль-ФатихIа :

1 بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيم
"Бисмиллягьи рахIмани рахIим" - во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

2 الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِين
"АльхIамдулиллягьи раббиль гIалямин" - Хвала - Аллаху, Господу миров.

3 الرَّحْمـنِ الرَّحِيم
"Ар-РахIмани-р-РахIим" - Милостивому, Милосердному.

4 مَـالِكِ يَوْمِ الدِّين
"Малики яумиддин" - Властелину Дня воздаяния.

5 إِيَّاك نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِين
"Иййака нагIбуду ва иййака настагIин" - Лишь Тебе наше поклонение, лишь к Тебе наша мольба о спасении.

6 اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ
"Игьдина ссиратIаль мустакъим" - Веди нас прямым путем.

7 صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّين
"СиратIал лязиина ангIамта гIаляйгьим, гъайриль магъзуби аляйгьим ва лязооалин" - Путем тех, кому ниспослал Ты милость Свою, не тех, на кого пал гнев Твой, и не тех, кто впал в заблуждение.

Аминь! (Аминь Рабб-аль гIаламин) .

2. После суры Аль-ФатихIа , Произносим Алаху акбар и нагибаемся вперед и кладем ладони на колени (становимся буквой "Г" - поясной поклон ). Произносим:
سبحان ربي العظيم
"СубхIана Рабби-ль-ГIазим" - Безупречен мой Великий Господь! 3 раза.

3. Выпрямляемся произнося:
سمع الله لمن حمده
"СамигIа-Ллагьу ли-ман хIамида" - Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!

4. После этого сказав Аллаху акбар идем на земной поклон (сужда) . Сначала ложим ладони на коврик (если здоровье позволяет, если не получается, то можно упасть на колени и уже потом положить ладони) , потом касаемся всем остальным коврика, это: колени, лицо. В общем коврика должны касаться семь частей тела: лицо (лоб, нос), ладони, колени и подушечки пальцев ваших ног. Ладони должны быть направлены в ту же сторону, что и молящийся (в сторону Каабы - обязательно) , кладем их на уровне плеч.
В таком положении читаем:
سبحان ربي الأعلى
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - Безупречен мой Высочайший Господь! 3 раза.

5. Прежде чем оторвать лоб от коврика следует произнести Аллаху акбар и уже потом садиться. Садимся так, чтобы ягодицы уперлись в пятки. Ладони кладем на колени. Этот момент называется "сидение между суждами" Замираем в таком положение на 2-3 секунды.

6. Сказав Аллаху акбар , снова кладем ладони на коврик и касаемся лицом (лбом и носом) коврика. Т.е. делаем то же самое, что и в четвертом пункте. После прочтения
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - 3 раза, говорим Аллаху акбар и встаем. И попадаем в такое положение, как в пункте 1. Один ракаат выполнен!!!

Второй ракаат - делается всё тоже самое, что и в первом. Но теперь после пункта 6 мы не встаем, а остаемся в положении "сидя" . Ладонь левой руки оставляем так же на колени, а правую ладонь сжимаем кулак, оставив указательный палец прямым (лучше полу-прямым) . В таком положении читаем: АттахIияту .

اَلتَّحِيّاتُ الْمُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللهِ الصّالِحينَ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله،ِ اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما صَلَّيْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، وَبارِكْ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما بارَكْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، فِي الْعالَمينَ، إِنَّكَ حَميدٌ مَجيد

"Ат-ТахIиййяту-мубаракату-ссалявату-ттIаййибату лиллягь. Ас-Саляму гIаляйка аййюгьа-ннабиййю ва рахIматуллагьи ва баракатугь. Ас-Саляму гIаляйна ва гIаля гIибадиллягьи-ссалихIин. Ашгьаду алля илягьа илляллагь ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь. Аллагьумма салли гIаля МухIаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама салляйта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим. Ва барик гIаля Мухаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама баракта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим, филь- гIалямина, иннака хIамиду-ммаджид" . - Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир Тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха.
О Аллах! Даруй Пророку Мухаммаду и его роду больше чести и величия, так же как Ты дал честь и величие Пророку Ибрахиму и его роду. О Аллах! Дай Пророку Мухаммаду и его роду больше благословения, так же как дал благословение Пророку Ибрахиму и его роду – во всех мирах. Воистину, Ты Хвалимый и Тебя мы славим.

В данном случае приведен салават: "Ас-Салят аль-Ибрагьимийя" (т.к. нужный нам салават пока найти не получается)

Когда читаете Шагьадат (свидетельство) в первой его части (Ашгьаду алля илягьа илляллагь ) отрываем указательный палец от колена на 3-4 сантиметров, во второй (ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь ) опускаем до уровня 1-2 см. Не опускайте палец и не дергайте, (это важно!). Произносим Аллаху акбар и встаем, как в пункте 1 - два ракаата сделаны.

Делаем еще один ракаат и снова читаем АттахIияту , чтоб закончить намаз т.к. это последний третий ракаат , поворачиваем голову в право и произносим: "Ас-саляму гIаляйкум ва РахIматул-лагь" , затем поворачиваем влево и произносим тоже самое.

Вот вы и совершили Вечерний трех ракаатный намаз.

Это намаз совершенный по Шафиитскому мазгьабу .

Хочу обратить ваше внимание, что это самый простой способ совершения намаза для начинающих. Со временем когда вы уже станете более знающими, в намаз можно добавлять короткие суры и аяты из Корана, читать дугIа и т.д.
Намаз совершается только на арабском языке.

Если заметили ошибки прошу поправить меня, я не являюсь алимом и могу ошибиться. Если есть текст Аттухияту на арабском и транскрипция будьте добры покажите.

Важно не только совершать ежедневные молитвы в верном порядке, но и перед каждой из них научиться делать Тахарат. Он представляет из себя несколько видов омовения, которые обязан делать каждый верующий. Посмотрите подробнее из чего состоит Тахарат в этой статье.

Как правильно делать омовение – из чего состоит внешний Тахарат

Выделяется два основных типа омовения:

  • Малое омовение – Вуду.
  • Полное или большое омовение – Гусул.

Кроме них существуют такие обязанности: чистить зубы, стирка всей одежды и обуви, допустимо сухое омовение с помощью камня или земли, подмывания.

Перед молитвой совершается малое омовение, для полного существуют специальные случаи, о которых подробнее будет рассказано позднее.

Как правильно делать малое омовение

Верующий должен иметь намерение очиститься от грехов и быть морально чист, без этой мысли в голове вы просто умываетесь, а не совершаете ритуал. Сначала успокойтесь и приведите мысли в порядок, выскажите желание совершить Тахарат, обычно это делается вслух словами “Бисмил ляхи раахмани раахим”, что считается просьбой помощи в совершении этого ритуала.

  • Теперь начните малое омовение с того, что вымоете руки. Сначала правую и только потом левую. Обязательно нужно промыть все места, даже если у вас есть кольца и браслеты. Снимите их либо перемещайте с места на место. Вымыть нужно все руки, включая запястья.
  • Правой рукой почерпните воду и трижды прополощите рот.
  • Трижды промойте пазухи носа, набирать воду нужно тоже правой рукой, а высмаркиваться и вытирать нос – левой.
  • Три раза хорошо вымойте лицо обеими руками.
  • Снова вымойте руки, но теперь до локтя. Сначала моется правая рука.
  • Омойте волосы, хотя бы четверть головы. Делается это влажными руками.
  • Теперь промойте уши: и внутри, и снаружи. После этого вымойте руки.
  • Нужно протереть шею.
  • Поставьте под ноги ёмкость с водой. Омойте сначала правую ногу, потом – левую. Не забывайте про область между пальцами и щиколотки. Заканчивать мытье каждой ноги следует мизинцем.

Позволяется смочить воду тканью, только после этого можно приступать к молитве.


Как делать полное омовение

Такой обряд выполняется только после различного осквернения, например, перед постом или походом в мечеть, после родов у женщин или болезни.

Этот вид омовения включает в себя малое омовение и ещё несколько действий:

  • Сначала нужно вымыть руки и все места, которые подлежат обязательному сокрытию.
  • Совершить малое омовение от начала и до конца.
  • Трижды омыть голову, затем все части тела тоже по три раза.
  • Снова вымойте ноги.

Вода во всех видах омовения должна быть чистой, без запаха и примесей.


Когда можно совершать сухое омовение

Существует некоторый список, когда человеку можно не касаться воды во время Тахарата:

  • Любой источник воды от вас более, чем на расстоянии 1900 метров.
  • Вы больны и не можете контактировать с водой.
  • Существует препятствие, которое вы не можете преодолеть.
  • Слишком холодно для использования воды.
  • Если это повлечет за собой жажду, ввиду малых запасов пресной воды у вас.

В этом случае, вы протираете руки о землю, прислоняясь всей ладонью. Земля или песок выступают вместо воды.


Вуду, или малое омовение — это традиционный ритуал и практика, с помощью которых мусульмане поддерживают на высоте уровень физической и духовной гигиены. Традиционно омовение считается очищением ума и тела мусульманами перед совершением обязательной молитвы — намаза.

О том как делать намаз , мы писали ранее.

Детали выполнения основных этапов могут отличаться в разных исламских школах. В Коране же написано следующее:

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток.» (Коран. Сура 5, Аль-Маида (Трапеза) 5:6)

Как делать омовение. Последовательность этапов

Ният (намерение)

Намерение — это концепция в исламе, совершения любого действия ради Аллаха. Чтобы выполнить вуду должным образом, мусульманин должен сосредоточиться, успокоить свои мысли и отвлечься от внешних раздражителей.

Ният не обязательно предполагает произнесение каких-то фраз, но фокусировка на слове «Бисмиллях» (во имя Аллаха) — это хороший способ достичь необходимого уровня концентрации. Можете произнести это про себя или вслух, в зависимости от того, как комфортно.

Омовение кистей рук

Левой рукой омываем правую руку трижды. После этого правой рукой омываем левую руку три раза. Убедитесь в том, чтобы вода захватила все области, включая участки между пальцами и все области до запястья.

Омовение рта

Правой рукой набераем воду и ополаскиваем рот изнутри три раза. Нужно хорошо омыть полость рта и выплюнуть воду наружу.

Омовение носа

Необходимо вдохнуть воду, набрав ее правой рукой и выдохнуть, придерживая одну ноздрю левой рукой, если это будет удобнее.

Омовение лица

Умываемся, покрывая водой области от правого уха к левому и от корней волос до подбородка.

Омовение предплечий

Омываем область руки от запястья до локтя. Правая рука омывается левой рукой три раза, инаоборот

Омовение головы

Мокрыми руками протираем волосы от лба к затылку один раз.

Омовение ушей

Той же самой водой протираем область внутри ушей и за ушами (указательными и большими пальцами).

Омовение ног

Омываем каждую стопу до лодыжек, убедившись, что вода прошла между пальцев. Омовение ног начинается с правой ноги три раза и заканчивается трехкратным омовением левой стопы.

После этого не обязательно, но желательно про себя произнести дуа (мольбу)

«Аш-хаду алля илляха иллАаху
уа ашхаду анна мухаммадан абдуху уа рассулюх
Аллахума джа’альни минат-тауабина
уа джа’альни миналь-мататахиррин»

Что в переводе означает: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник. Боже, сделай меня кающимся и сделай меня очищающимся».

Важно! Омовение необходимо повторить, если оно было нарушено.

Действия, которые нарушают омовение

  • обморок,
  • отправление естественных потребностей,
  • метеоризм (испускание газов),
  • громкий смех,
  • нечистые выделеня (гной, кровь и т.п.)
  • рвота,
  • опьянение.
  • Очистите ваши мысли перед совершением омовения (вуду), чтобы сконцентрироваться на поклонении Всевышнему.
  • Лучше отправить нужду перед омовением. Таким образом снижается вероятность внезапного появления потребности после совершения омовения.
  • Для выполнения омовения необходима чистая вода. Если найти воду проблема — допускается сухое омовение (таяммум) при помощи чистой пыли, земли или песка.
  • Этапы омовения необходимо выполнять в указанном порядке без длительных пауз между ними.
  • Полезной практикой является чистка зубов — практика, которую выполнял Пророк Мухаммед.
  • Если рука находится в гипсе — допускается проводить омовение руки поверх гипса.

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

sk-soblazn.ru - Красота и здоровье. Дом и быт. Кулинария. Рукоделие. Народная медицина